Поурочные разработки по алгебре 7 класс - к учебнику Ю.Н. Макарычева - 2014 год
Разложение разности квадратов на множители - РАЗНОСТЬ КВАДРАТОВ. СУММА И РАЗНОСТЬ КУБОВ - ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ
Цель: научить раскладывать выражения на множители с помощью формул разности квадратов.
Планируемые результаты: научиться раскладывать выражения на множители.
Тип уроков: уроки общеметодологической направленности.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).
Вариант 1
1. Найдите значение произведения:
а) 97 ∙ 103;
б) 17,7 ∙ 18,3;
2. Выполните умножение:
3. Упростите выражение
Вариант 2
1. Найдите значение произведения:
а) 104 ∙ 96;
б) 15,7 ∙ 16,3.
2. Выполните умножение:
3. Упростите выражение
III. Работа по теме уроков
В равенстве поменяем местами части и получим тождество
Разность квадратов двух чисел (выражений) равна произведению разности этих чисел (выражений) и их суммы. Такое тождество называют формулой разности квадратов. Ее используют для разложения на множители разности квадратов чисел или выражений.
Пример 1
Докажем, что число 474 - 322 составное.
Используем формулу разности квадратов и получаем
Видно, что у данного числа есть множители 472 - 32 и 472 + 32, поэтому такое число по определению является составным.
Пример 2
Докажем, что число 164 - 2312 кратно 25.
Применим формулу разности квадратов и получим
Так как данное число имеет делитель 25, то оно кратно 25.
Пример 3
Сократим дробь
Используя формулу разности квадратов, разложим числитель и знаменатель дроби на множители. Получаем
Пример 4
Найдем значение выражения 1002 - 992 + 982 - 972 + ... + 22 - 12.
В приведенную сумму входят сто чисел. Сгруппируем их последовательно попарно и используем формулу разности квадратов. Получаем
После группировки членов получилось 50 выражений, поэтому надо сложить 50 чисел. Каждое следующее число на 4 меньше предыдущего (т. е. числа образуют арифметическую прогрессию).
Чтобы найти сумму чисел, также сгруппируем их попарно: первое с последним, второе с предпоследним и т. д. Получаем
Заметим, что при попарной группировке 50 чисел получилось 25 скобок и в результате 25 одинаковых чисел 202.
Пример 5
Разложим на множители выражение 25x4 - 16у2.
Представим этот двучлен в виде разности квадратов и используем формулу разности квадратов:
Пример 6
Разложим на множители квадратный трехчлен х2 + 4х + 3.
Дополним это выражение до квадрата суммы: х2 + 4х + 3 = х2 + 4х + 4 - 1 = (х2 + 4х + 4) - 1 = (х + 2)2 - 12.
Затем применим формулу разности квадратов: (х + 2)2 - 12 = = (х + 2 - 1)(х + 2 + 1) = (х + 1)(х + 3).
Таким образом, получили х2 + 4х + 3 = (х + 1)(х + 3).
Заметим, что ранее для разложения квадратных трехчленов мы использовали способ группировки членов. Представим член 4х в виде 4х = х + 3х. Тогда получаем х2 + 4х + 3 = х2 + х + 3х + 3 = (х2 + х) + (3х + 3) = х(х + 1) + 3(х + 1) = (х + 1)(х + 3).
Пример 7
Разложим на множители двучлен x4 + 4.
Дополним это выражение до квадрата суммы. Для этого прибавим и вычтем 4n2 и используем формулу разности квадратов. Получаем
IV. Задания на уроках
№ 883 (д, и), 884 (а-в), 887 (в, г), 890 (г, д), 896 (а, в), 897 (б, в), 898 (а).
V. Творческие задания
1. Разложите на множители выражение:
(Ответы: а) (х + 2)(х + 4); б) (х + 4)(2 - х); в) (х + 6)(х + 8); г) (х - 4)(6 - х); д) (2х2 - 2х + 1 )(2х2 + 2х + 1) (добавить и вычесть 4х2); е) (х2 - х + 1)(х2 + х + 1) (добавить и вычесть х2).)
2. Докажите, что при любом натуральном л значение выражения:
а) кратно 3;
б) кратно 5;
в) кратно 6;
г) кратно 7.
3. Сократите алгебраическую дробь:
Домашнее задание
№ 883 (в, к), 884 (г—е), 887 (а, б), 890 (з, и), 896 (б, г), 897 (а, г), 898 (б).