Геометрия 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
ПРЯМОУГОЛЬНИК - ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для введения определения прямоугольника, изучения свойств прямоугольника |
|||||||||||
Термины и понятия |
Прямоугольник, диагонали прямоугольника |
|||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||||||||||
Умеют работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики |
Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; понимают и используют наглядность в решении учебных задач. Регулятивные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности |
|||||||||||
Организация пространства |
||||||||||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
|||||||||||
Образовательные ресурсы |
• Учебник. • Задания для индивидуальной работы |
|||||||||||
I этап. Проверка домашнего задания |
||||||||||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
Выявить трудности, возникшие при выполнении домашнего задания |
(И/Ф) 1. Сформулируйте теорему Фалеса. 2. Сформулируйте свойства равнобедренной трапеции. 3. Решите устно задачи по готовым чертежам. |
1. Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки. 2. В равнобедренной трапеции углы при основаниях равны, диагонали равны. 3. ∆ABC - равнобедренный. ∠BAC = ∠BCA = х°, как внутренние накрест лежащие при ВС || AD и секущей АС,∠BAD = ∠CDA = 2х°. Из прямоугольного ∆ACD: ∠CAD + ∠CDA = 90° => х = 30°. В трапеции ABCD ∠BAC = ∠CAD = 60°, ∠BCD = 120° |
||||||||||
II этап. Изучение нового материала |
||||||||||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||||||||||
Ввести понятие прямоугольника, доказать свойства и признаки прямоугольника |
1. Ввести понятие прямоугольника. Учащиеся знакомы с прямоугольником еще с начальной школы, поэтому ввести понятие прямоугольника можно в процессе беседы по вопросам: - Какой четырехугольник называется прямоугольником? (Ученики могут дать различные ответы, например: “Это четырехугольник, у которого все углы прямые”; “Это четырехугольник, у которого противолежащие стороны равны”.) - Можно ли утверждать, что прямоугольник - это параллелограмм, и почему? - Чем отличается произвольный параллелограмм от прямоугольника? - Закончите предложение: “Прямоугольник - это параллелограмм, у которого...” - Сформулируйте свойства прямоугольника. (И/Г) 2. Рассмотреть особое свойство диагоналей прямоугольника. - Исследуйте стороны, углы и диагонали прямоугольника и заполните таблицу. |
|||||||||||
Параллелограмм |
Прямоугольник |
|||||||||||
Стороны |
1. 2. |
1. 2. |
||||||||||
Углы |
1. 2. |
1. 2. 3. |
||||||||||
Диагонали |
1. |
1. 2. |
||||||||||
(И/Ф) 3. Рассмотреть признак прямоугольника. - Как определить, является ли данный параллелограмм прямоугольником? Ответ обоснуйте. (Дать учащимся 3-5 минут на обдумывание и обсудить варианты ответов.) (Ф) — Выберите верные утверждения (устно): а) Если в четырехугольнике диагонали равны и делятся точкой пересечения пополам, то этот четырехугольник — прямоугольник. б) Если в четырехугольнике противоположные стороны параллельны, а все его углы прямые, то этот четырехугольник — прямоугольник. в) Если в четырехугольнике диагонали равны, то этот четырехугольник - прямоугольник. г) Если в параллелограмме два угла прямых, то этот параллелограмм - прямоугольник. д) Если в четырехугольнике два прямых угла и две стороны равны, то этот четырехугольник - прямоугольник. е) Если в четырехугольнике диагонали равны, а один угол прямой, то этот четырехугольник - прямоугольник |
||||||||||||
III этап. Решение задач |
||||||||||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
Совершенствовать навыки решения задач, опираясь на полученные знания |
(И/Ф)1. Решите задачу: В прямоугольнике ABCD биссектриса угла D пересекает сторону АВ в точке М. Докажите, что ∆ADM - равнобедренный. Найдите периметр прямоугольника, если сторона АВ оказалась разбита на отрезки длиной 3 см и 5 см. Сколько решений имеет задача? 2. Решите № 403. Дано: ABCD — прямоугольник, АС ∩ BD = О, ∠CAD = 30°, АС = 12 см. Найти: РAOB |
1. Решение: № 403. Решение: ∆ACD - прямоугольный, в нем ∠CAD = 30°, значит, тогда АВ = CD = 6 см. В прямоугольнике диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, то есть РAOB = АО + ВО + АВ = 6 + 6 + 6 = 18 см. Ответ: РАOB = 18 см |
||||||||||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
(Ф) |
(И) Домашнее задание: п. 46 прочитать, решить № 401, 404 |