Поурочные разработки по Алгебре для 9 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Примеры комбинаторных задач - Элементы комбинаторики - Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Цель: рассмотреть некоторые задачи комбинаторики.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Изучение нового материала
С точки зрения авторов, изучение этой темы в средней школе (а тем более в 9 классе) не оправданно по следующим причинам:
1. Комбинаторика и теория вероятностей являются изолированными разделами математики, имеют своеобразную логику и методику решения задач.
2. Эти разделы практически не связаны с изучаемым курсом алгебры, не подкреплены повседневной практикой и будут очень быстро забыты.
3. Даже далеко не в каждом техническом вузе необходимо изучение таких дисциплин.
4. Вряд ли средний девятиклассник в состоянии освоить эти разделы математики. Разумнее потратить время, отведенное на такие темы, для более детального изучения основных разделов алгебры 9 класса.
Тем не менее необходимо рассмотреть эти темы.
Комбинаторикой называют область математики, изучающую вопросы о числе различных комбинаций (удовлетворяющих тем или иным условиям), которые можно составить из данных элементов. Первоначально комбинаторика (и теория вероятностей) возникла в XVI в. в связи с распространением различных азартных игр. В настоящее время комбинаторика используется в теории информации (кодировка и декодировка), линейном программировании (составление расписаний уроков, грузоперевозок) и т. д.
Сначала рассмотрим некоторые задачи комбинаторики.
Пример 1
Сколько существует двузначных чисел?
При образовании чисел используются десять цифр: 0, 1, 2, ..., 9. Так как число двузначное, то число десятков может принимать одно из девяти значений: 1, 2, 3, ..., 9. Число единиц принимает те же значения и еще 0 (10 вариантов).
Если цифра десятков 1, то цифра единиц может быть любой из десяти: 0, 1, 2, ..., 9. Если цифра десятков 2, то цифра единиц вновь может быть любой из десяти: 0, 1, 2, ..., 9 и т.д.
Тогда получаем, что возможно 9 · 10 = 90 вариантов (чисел).
Разумеется, их легко выписать: 10, 11, 12, ...,99.
Пример 2
Сколько существует пятизначных чисел, которые одинаково читаются слева направо и справа налево?
Очевидно, что на первом (соответственно, и на последнем) месте может стоять любая цифра (кроме нуля) - 9 вариантов. На втором (соответственно, и на предпоследнем) месте может стоять любая цифра - 10 вариантов. На третьем месте (в середине) также может стоять любая цифра - 10 вариантов.
Тогда получаем, что возможно 9 · 10 · 10 = 900 вариантов (чисел).
Из рассмотренных примеров можно сформулировать комбинаторное правило умножения. Пусть имеем n элементов и надо выбрать из них один за другим k элементов. Если первый элемент можно выбрать n1 способами, после чего второй элемент можно выбрать n2 способами из оставшихся, затем третий элемент можно выбрать n3 способами из оставшихся и т. д., то число способов, которыми могут быть выбраны все к элементов, равно произведению n1 · n2 · n3 · ... · nk.
Пример 3
В спортивных соревнованиях участвуют 10 команд. Сколькими способами могут быть распределены золотая, серебряная и бронзовые медали, если каждая команда может получить только одну медаль?
Начнем распределять медали с наименее ценной. Бронзовую медаль может получить одна из 10 команд (10 вариантов). После этого серебряную медаль получит одна из оставшихся 9 команд (9 вариантов). Наконец, золотую медаль получает одна из оставшихся 8 команд (8 вариантов).
Следовательно, общее число способов, которыми могут быть распределены золотая, серебряная и бронзовая медали, равно 10 · 9 · 8 = 720.
Пример 4
В 9 классе изучаются 10 предметов. Во вторник должны быть проведены 6 различных уроков. Сколькими способами можно составить расписание занятий на вторник?
По аналогии с примерами 1-4 на первом уроке изучается любой из 10 предметов, на втором уроке - любой из оставшихся 9 предметов, на третьем уроке - любой из оставшихся 8 предметов и т.д.
Таким образом, расписание можно составить 10 · 9 · 8 · 7· 6 · 5 = 151 200 способами.
III. Контрольные вопросы
1. Какие вопросы изучает комбинаторика?
2. Области применения комбинаторики.
3. Комбинаторное правило умножения.
IV. Задание на уроке
№ 714; 716; 718 (а); 719 (б); 721; 724; 725; 728.
V. Задание на дом
№ 715; 717; 718 (б); 719 (а); 720; 722; 723; 726; 727.
VI. Подведение итогов урока