Уроки-конспекты по Геометрии 8 класс
ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ - урок 3
Цель: рассмотреть задачу о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Один ученик у доски записывает решение № 618:

1) MN – средняя линия
ВСD, МN || BD и MN =
BD.
2)
ВМК ![]()
DАК (по двум углам).
.
3) ВD = ВK + KD, ВD = ВK + 2ВK, ВK =
ВD.
4)
АМN ![]()
АKЕ (МN || BD).
, 2MN = 3KE.
5) ВD = 2 МN = 3KЕ, то есть KЕ =
ВD.
6) ВK = KЕ = ЕD =
ВD.
2. Остальные работают в это время устно:
АА1, ВВ1, СС1 – медианы
АВС.
Докажите, что
а)
;
б)
;
в)
.

II. Объяснение нового материала.
1. Ввести понятие среднего геометрического (среднего пропорционального) двух отрезков.
2. Решить устно задачи:
а) Найти длину среднего геометрического отрезков АВ и СD, если АВ = 8 см, СD = 50 см.
б) Найти длины отрезков KL и MN, если один из них в четыре раза больше другого, а длина их среднего пропорционального равна 12 см.
3. Устно: доказать, что
а)
АВС ![]()
АСD;
б)
АВС ![]()
СВD;
в)
СВD ![]()
АСD.

4. Из доказанного обосновать:
а) CD =
.
б) AC =
.
BC =
.
5. Дать запись:
![]()
![]()
![]()

III. Закрепление изученного материала.
№ 572 (а, в).
а) Решение.
h =
= 5 ∙ 4 = 20.
c = ac + bc = 25 + 16 = 41.
a =
.
b =
.
в) Решение.
b =
; b2 = c ∙ bc, 144 = c ∙ 6, c = 24.
c2 = a2 + b2; 576 = a2 + 144; a2 = 432; a = 12
.
a =
; a2 = c ∙ ac; 432 = 24 ∙ ac; ac = 18.
№ 573 (устно).
ac =
; bc =
.
№ 574 (а). I способ.
Решение

II способ.
Решение
или
.
№ 575.
1) Пусть k – коэффициент пропорциональности, тогда а = 3k, b = 4k.
По теореме Пифагора с2 = а2 + b2;
502 = 9k2 + 16k2 ;
k2 = 100;
k = 10;
a = 30 (мм), b = 40 (мм).
2) ac =
= 18 (мм);
bc =
= 32 (мм).
№ 578. (Решена в учебнике.) Законспектировать в тетрадях.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: вопросы 10, 11, с. 161; №№ 572 (б), 574 (б), 576.
№ 576.

Решение
Пусть АВ = 6х, тогда ВС = 5х.
По теореме Пифагора AC =
=
=
.
По доказанному в задаче № 573
AO =
, OC =
, AO – OC =
=
x.
АО – ОС = 11, поэтому
.
АС = 61 см.