Поурочные разработки по геометрии 9 класс
Теорема о площади треугольника. Теорема синусов - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цели: доказать теорему о площади треугольника и теорему синусов; показать применение этих теорем при решении задач.
Ход урока
I. Проверка опорных знаний учащихся.
Провести математический диктант (10 мин).
Вариант I
1. Найдите площадь треугольника, если его основание равно 7 см, а высота равна 4 см.
2. Найдите синус угла, если его косинус равен .
3. Найдите синус угла, если синус смежного с ним угла равен 0,3.
4. Начертите треугольник АВС с тупым углом С. Проведите высоту треугольника из вершины В.
5. Луч ОС образует с положительной полуосью абсцисс угол 60°. Найдите координаты точки С, если ОС = 6 дм.
6. Определите, каким – остроугольным, прямоугольным или тупоугольным – является треугольник, два угла которого равны 43° и 48°.
7. Точка С единичной полуокружности имеет координаты . Найдите угол, который образует луч ОС с положительной полуосью ОХ.
Вариант II
1. Найдите площадь треугольника, если его основание равно 10 дм, а высота равна 5 дм.
2. Найдите косинус угла, если его синус равен .
3. Найдите синус угла, если синус смежного с ним угла равен 0,7.
4. Начертите треугольник СDЕ с тупым углом Е. Проведите высоту треугольника из вершины С.
5. Луч ОВ образует с положительной полуосью абсцисс угол 30°. Найдите координаты точки В, если ОВ = 8 дм.
6. Определите, каким – остроугольным, прямоугольным или тупоугольным – является треугольник, два угла которого равны 35° и 56°.
7. Точка А единичной полуокружности имеет координаты . найдите угол, который образует луч ОА с положительной полуосью ОХ.
II. Объяснение нового материала.
1. Доказательство теоремы о площади треугольника можно организовать в форме беседы по вопросам:
1) чему равна площадь любого треугольника?
2) какие формулы применяются для вычисления координат точки?
3) По рисунку 292 учебника провести доказательство теоремы о площади треугольника.
2. Устно решить задачу: найти площадь треугольника АВС, если АВ = 12 см, АС = 8 см, А = 30°.
3. Доказать теорему синусов, используя теорему о площади треугольника.
III. Закрепление изученного материала (решение задач).
1. Решить задачу № 1020 (б) на доске и в тетрадях.
Решение
S = АВ · ВС sin B = ∙ 18∙ 3 sin 45° = 9∙ 3 ∙ = 27 (cм2).
Ответ: 27 cм2.
2. Решить задачу № 1022.
Решение
S = 60 см2; S = АВ · AС sin A; 60 = AB · 15 sin 30°;
60 = АВ · ; АВ = 60 : = 16 (см).
Ответ: 16 см.
3. Решить задачу № 1026.
Решение
Используем теорему синусов:
; B = 180° – (60° + 75°) = 45°;
; AB = ≈ 15 (см).
SΔABC = АC · AB sin A = · 12 · 15 sin 75° ≈ 87 (см2).
Ответ: АВ ≈ 15 см; SАВС = 87 см2.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: изучить материал пунктов 96 и 97; повторить материал п. 89; решить задачи №№ 1020 (а, в), 1023.