Поурочные разработки по геометрии 9 класс
Решение задач. Произведение вектора на число - ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА. РАВЕНСТВО ВЕКТОРОВ
Цели: закрепить изученный материал в ходе решения задач; развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Устная работа.
По заранее заготовленным чертежам на доске устно решить задачи:
1. На рисунке 1 ABCD – параллелограмм, O – точка пересечения диагоналей. Выразите через векторы и векторы: а) б) где М – точка на стороне BC, такая, что МВ : MC = 3 : 2; в) где K – точка на стороне AD, такая, что АK : KD = 1 : 3; г) где N – точка на диагонали AC, такая, что ON = NC.
Рис. 1
2. На рисунке 2 ABCD – трапеция, О – точка пересечения диагоналей, ВС || AD, AD = 2BC. Выразите через векторы и векторы: а) б)
Рис. 2
II. Решение задач.
1. решить задачу № 782 на доске и в тетрадях.
Решение
Из треугольника ECD (рис. 3) найдем по правилу вычитания векторов: тогда
Из треугольника ABG по правилу сложения векторов имеем отсюда
2. решить задачу № 802 на доске и в тетрадях.
III. Проверочная самостоятельная работа.
Вариант I
1. Начертите два неколлинеарных вектора и так, что = 3 см, = 2 см. Постройте
2. Четырехугольник KMNP – параллелограмм. Выразите через векторы и векторы и , где А – точка на стороне PN, такая, что PA : AN = 2 : 1, B – середина отрезка MN.
Вариант II
1. Начертите два неколлинеарных вектора и так, что = 2 см, = 3 см. Постройте вектор
2. В параллелограмме ABCD точка M – середина стороны CD; N – точка на стороне AD, такая, что AN : ND = 1 : 2. Выразите векторы и через векторы и .
Вариант III (для более подготовленных учащихся)
1. В треугольнике ABC угол C = 90°, AC = 3 см, BC = 4 см. Постройте вектор
2. В трапеции ABCD AB || CD, AB = 3CD. Выразите через векторы и векторы и , где M – середина стороны BC, а N – точка на стороне AB, такая, что AN : NВ = 2 : 3.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: повторить материал пунктов 76–83; ответить на вопросы 1–17, с. 213–214 учебника; решить задачи №№ 783 и 804.