Путешествие в историю математики - Свечников А. А. 1995
Несколько старинных приемов вычислений
Проверка девяткой
В Древней Индии математические вычисления обычно выполняли тонкой палочкой на доске, покрытой песком, при этом довольно часто приходилось записанную ранее цифру стирать и записывать на ее место новую, полученную при вычислениях. Но проверить по сохранившейся на доске записи результат вычисления было
довольно сложно. Индийские вычислители нашли иной способ проверки действий — проверку девяткой. Впоследствии проживавшие в Средней Азии арабы позаимствовали у индийцев их нумерацию и многие приемы вычислений, в том числе и проверку девяткой.
Проверка девяткой основана на том, что остаток от деления числа на 9 равен остатку от деления на 9 суммы значений цифр данного числа. Например, 372 : 9 = 41 (остаток 3); сумма значений цифр этого числа 3 + 7 + 2 = 12; при делении 12 на 9 образуется тоже остаток 3.
Математики Востока ввели даже особое «мерило»» — укороченное число, которое облегчало проверку действия. Укороченное число (мерило, или остаток при делении числа на 9) находили сложением значений всех цифр данного числа. Так, для числа 372 сумма значений цифр составляет 12, а для 12 — 3(1 + 2 = 3), следовательно, мерило (или укороченное число, или остаток) при делении на 9 для числа 372 будет 3. Для числа 8695 : 8 + 6 + 9 + 5 = 28; 2 + 8 = 10;
1 + 0 = 1, т. е. укороченное число равно 1.
Приведем примеры проверки девяткой различных действий.
1. Сложение.
577 + 439 = 1016.
Сумма значений цифр слагаемых
(5 + 7 + 7) + (4 + 3 + 9) = 35.
Укороченное число для 35 будет: 3 + 5 = 8.
Следовательно, при делении суммы значений цифр слагаемых на 9 получаем в остатке 8, и укороченное число суммы (1016) тоже 8. Ошибки при сложении не обнаружено.
2. Умножение.
365 • 56 =20 440.
Для проверки девяткой находим укороченные числа множителей, т. е. для 365 : 3 + 6 + 5 = 14 и 1 + 4 = 5; для 56 : 5 + 6 = 11, 1 + 1 = 2; умножаем укороченные числа множителей 5 • 2=10, находим укороченное число произведения: 1 + 0=1. Сравниваем его с укороченным числом для 20 440, т. е. 2 + 0 + 4 + 4 + 0 = 10, 1 + 0 = 1. Остатки при делении на 9 произведения и множителей совпадают. Ошибки не обнаружено.
3. Вычитание.
794 - 359 = 435.
Найдем укороченные числа. Для 794 : 7 + 9 + 4 = 20, 2 + 0 = 2; для 435 : 4 + 3 + 5 = 12, 1 + 2 = 3; для 359 : 3 + 5 + 9 = 17, 1 + 7 = 8. Найдем укороченное число при сложении остатка с вычитаемым, т. е. 8 + 3 = 11,1 + 1 = 2. При делении на девятку остаток в первом случае (для 794) 2 и в последнем (для 435 и 359) тоже 2. Ошибки в действии вычитания не обнаружено.
4. Деление. Порознь для частного и делителя находим укороченные числа. Умножим их и найдем для их произведения укороченное число. Сравним его с укороченным числом делимого из заданного примера. Если они не равны, то при делении допущена ошибка.
775 : 25 = 31.
Проверка: укороченное число частного: 3 + 1 =4. Укороченное число делителя: 2 + 5 = 7. Произведение найденных укороченных чисел 4 • 7= 28. Укороченное число для 28 : 2 + 8 = 10 или 1 + 0 = 1. Укороченное число делимого: 7 + 7 + 5= 19 или 1 + 9 = 10, 1 + 0 = 1.
Проверка показала: найденные укороченные числа равны, следовательно, ошибка не обнаружена.
Проверка девяткой широко применялась в XV в. и позже. Способы проверки девяткой рекомендовал применять и Л. Ф. Магницкий в «Арифметике». Однако он не указал, что эта проверка не всегда позволяет уловить ошибку, допущенную при вычислениях, например при ошибочной перестановке цифр.
Два способа умножения чисел
Умножение долгое время считалось трудной операцией. Многие математики в XVI в. пытались отыскать более легкий прием умножения, и появилось несколько вариантов умножения. Тогда же был открыт и современный метод под названием «шахматный способ умножения».
В старину многие при умножении пользовались способом умножения решеткой. Для этого один из множителей записывали горизонтально с увеличенными промежутками между цифрами. Под ним вычерчивали решетку в виде клеток, причем каждую клетку делили наклонной линией на два треугольника. Второй множитель располагали справа от решетки и записывали число вертикально сверху вниз, располагая цифры строго против клеток решетки.
Умножим способом решетки 572 на 361. Умножать начнем с наивысших разрядов. Когда от умножения пары цифр получим однозначное число, запишем его в нижней части клетки, а в верхней части напишем нуль. Если же получим двузначное число, то десятки его запишем в верхней части клетки, а единицы — в нижней. Когда все пары множителей будут умножены и результаты записаны в решетке, произведем сложение цифр отдельно для каждой наклонной полосы. Сложение выполним справа налево. Если при сложении получится сумма двузначная, то запишем только единицы, а десятки прибавим к сумме чисел слева от наклонной полосы. Произведение окажется записанным слева от решетки и внизу нее. Прочитаем ответ: 206 492.
В Италии этот способ умножения называли джелозия, что означает «оконные жалюзи» — решетка.
А вот еще один способ умножения, не утративший своего значения и в наши дни. В «Арифметике» Л. Ф. Магницкого, в главе, посвященной умножению, читаем: «Нецыи же умножают странным иным некоим образом... якоже зде умножено есть зри сице
В приведенном способе умножение начато с высших разрядов, а не с низших. В этом и состоит «странность» этого способа.
Академик А. Н. Крылов (1863 — 1945) — один из крупнейших математиков и вычислителей — настойчиво советовал начинать умножение с высших разрядов. Особенно следует рекомендовать этот способ при выполнении приближенных вычислений, так как он экономичнее и удобнее обычного — в этом случае при первом же умножении мы получаем важнейшую часть произведения.