Путешествие в историю математики - Свечников А. А. 1995
Зачем потребовалась геометрия?
В повседневной жизни нас окружают различные предметы: чашки, книги, шкафы, карандаши, мячи и т. п. Все эти предметы схожи один с другим тем, что имеют форму. Но при этом каждый из них отличается один от другого тоже формой и размерами. Особый раздел математики, в котором рассматривают разнообразные формы фигур, их свойства и соотношения размеров, называют геометрией. Уже в I и II классах ученики знакомятся с некоторыми понятиями из геометрии — линией, углом, треугольником, квадратом, кругом и др.
Фрагмент копии рукописи на санскрите (составлена в 750 г.) с изображением геометрических фигур.
Еще в глубокой древности человек при подготовке к охоте изгибал ствол тонкого деревца и связывал его концы тетивой — шнуром. Ствол, разгибаясь, вытягивал шнур. Натянутый шнур-тетива стал прообразом прямой линии. На это указывает сходство в словах линия и лен, из волокон которого делали нити и шнуры. Лен и на латинском языке называют «линум». Произношение этого слова по-русски и по-латыни почти полностью созвучно со словом линия.
Развитие земледелия, ремесел и торговли вызвало практическую необходимость измерять длину и вычислять площади, определять объемы и массы различных фигур и тел. Так, правители Египта (государство образовалось примерно четыре тысячи лет назад в долине реки Нил) — фараоны установили налоги на земледельцев. В связи с этим надо было уметь определять размеры площадей земельных участков. Кроме того, Нил после обильных дождей в его верховьях сильно разливался, менял свое русло, смывая ранее установленные межи — границы участков, и поэтому приходилось ежегодно восстанавливать заново границы земельных наделов, измерять и вычислять их площади. Выполняли эту работу египетские гарпедонапты — люди, которые должны были знать свойства разнообразных геометрических фигур и способы определения площадей и объемов с применением простейших приборов. К этому времени и относят зарождение практической геометрии, которая с течением времени постепенно развилась в науку.
В дошедшем до нас древнеегипетском папирусе Ахмеса1 среди арифметических задач есть задачи на нахождение площади земельных участков, имеющих форму квадрата, треугольника и др. Следовательно, уже в те времена люди умели определять площади треугольников, прямоугольников, трапеций. Они знали, как приблизительно вычислить площадь круга, объем куба, пирамиды.
1 Англичанин Ринд в 1858 г. нашел папирус, ширина которого — 33 см, а длина — 544 см. Полоска склеена из листьев камыша и содержит 80 записанных на ней задач. Этот папирус назван именем Ахмеса — человека, написавшего этот документ. Хранится папирус в Британском музее. Иногда его называют «папирус Ринда».
Существование геометрических знаний у народов Древнего Востока и египтян подтверждается их умением возводить громадные сооружения.
В Древнем Вавилоне и Египте ученые вели наблюдения за движением небесных светил с целью создания календаря, и это также потребовало развития точных наук.
Расширение торговых связей повлекло за собой развитие мореплавания, которое было невозможно без знаний о путях движения звезд и планет. В свою очередь, чтобы правильно определять перемещение небесных светил, надо было уметь измерять расстояния, углы, площади и пр. Решение возникших практических задач заставило людей открывать и изучать свойства геометрических фигур.
Слово геометрия пришло к нам от греков. Оно составлено из двух греческих слов — гео, что в переводе на русский язык означает «земля», и метрио — «мерю». Значит, слово геометрия в переводе означает «землемерие». Само название указывает на практическое происхождение этой науки.
В своем дальнейшем развитии геометрия шагнула далеко за пределы землемерия и стала одним из важнейших разделов современной математики. Она изучает разнообразные формы тел, свойства фигур и их соотношения.