Путешествие в историю математики - Свечников А. А. 1995
Математики создают язык алгебры
Известно, что при решении задачи самое главное — осмыслить содержание задачи и выразить его на языке алгебры, т. е. записать условие задачи посредством символов — математических знаков.
Так, задачу, которая рассказывает о жизни Диофанта, можно перевести на язык алгебры следующим образом:
Решив это уравнение, найдем х = 84. Диофант прожил 84 года. Это все, что нам известно о жизни замечательного ученого.
Диофант в своей «Арифметике» дает понятие об алгебраическом уравнении, записанном символами, однако очень далекими от современных. Путь к современному языку в математике — путь постепенного изобретения, преобразования и развития символов, начиная от египтян и вавилонян, был очень долгим.
Диофант обозначал неизвестное, которое он называл аритмос (число), греческой буквой σ (сигма), коэффициент при неизвестном ставил после неизвестного, а букву σ' писал со штрихом и ее повторял. Неизвестное называл множеством. Например,
Знак сложения он не писал — слагаемые он записывал рядом одно с другим, что и означало сумму. Иногда он заменял символы их сокращенными названиями. Так, в его рукописи встречается замена неизвестного слогом ар, от слова аритмос — «число». Начало слова изос (равные) заменено ис или i, что у него обозначает «равенство». Вычитание он обозначал знаками р или ↑.
Вот запись уравнения из «Арифметики» Диофанта, которое мы записываем как 8х3 - 16х2 = х3:
Труды Диофанта долгое время оставались неизвестными для широкого круга математиков и поэтому не оказали заметного влияния на развитие символов — языка алгебры.
В первом алгебраическом трактате аль-Хорезми буквенная символика отсутствовала, поэтому и в трудах европейских математиков символика появилась гораздо позже.
Значительный вклад в развитие языка алгебры — символики внес француз Франсуа Виет (1540 — 1603). Юрист по образованию, Виет служил при дворе Генриха IV. Математикой занимался в часы отдыха. Ознакомившись с учением Коперника, Виет заинтересовался астрономией и решил написать обширный астрономический трактат, но для этого надо было глубоко знать математику. Занявшись изучением математики, он выполнил ряд алгебраических исследований, разработал символику в алгебре, но трактата по астрономии так и не написал.
Франсуа Виет.
Во время войны Франции с Испанией Виет оказал большую услугу своей родине — он расшифровал весьма важное письмо испанского двора. Правители Испании, письмо которых было перехвачено, даже не допускали мысли, что такой сложный шифр может быть раскрыт. Впоследствии они приписали раскрытие их шифра волшебству чародея.
В работе «Введение в аналитическое искусство» Виет изложил усовершенствованную им теорию уравнений с применением изобретенных символов. В названном
трактате Виет использовал алгебраические выкладки при рассмотрении вопроса геометрии.
Виет ввел в алгебру общую символику. Числовые коэффициенты он стал обозначать согласными буквами и придумал новый термин— коэффициент, позаимствовав из латинского языка слово coefficiens — «содействующий». Знаки + и - он употреблял в современном значении, неизвестные обозначал гласными буквами латинского алфавита, а вместо А2 писал: «А квадратное»; знак равенства записывал словом. Выражение х3 + 3bх = 2 с у Виета выглядело так:
Acubus + Bolano 3in A, aequari Z2 solido 2
Дальнейшее значительное усовершенствование алгебраической символики принадлежит Рене Декарту. Он ввел для обозначения коэффициентов строчные буквы латинского алфавита: а, b, с и т. д., а для обозначения неизвестных — последние буквы того же алфавита — х, у, z... Это нововведение получило широкое распространение в работах математиков и с небольшими изменениями сохранилось до наших дней.
Пользуясь символами Декарта, выражение x3 + px+q = 0 нужно записать так: x3 + px + q ∞ 0. В этой записи уже и слово равно заменено символом ∞.
После Декарта усовершенствование языка алгебры не закончилось — оно продолжается.
Упражнения и задачи
1. «Из множества чистых цветков лотоса были принесены в жертву: Шиве — третья долю этого множества, Вишну — пятая и Солнцу — шестая; четвертую долю получил Бхавани, а остальные 6 цветков получил уважаемый учитель. Сколько было цветков?» (Задача Бхаскары.)
Ответ: 120 (40 + 24 + 20 + 304 - 6 = 120).
2. «Некто сказал другу:
— Дай мне 100 рупий, и я буду вдвое богаче тебя.
Друг ответил:
— Дай ты мне только десять, и я стану в 6 раз богаче тебя.
Сколько было у каждого?» (Задача Бхаскары.)
Ответ: 40; 170.
3. «Некто пришел в ряд, купил игрушек для малых ребят: за первую игрушку заплатил 1/5 часть всех своих денег, за другую — 3/7 остатка от первой покупки, за третью игрушку заплатил 3/5 остатка от второй покупки; а по приезде в дом нашел остальных в кошельке денег 1 руб. 92 коп. Спрашивается: сколько в кошельке денег было и сколько за которую игрушку денег заплачено?» (Задача Магницкого из «Арифметики».)
Ответ: 10 рублей 50 копеек (2 руб. 10 коп. + 3 руб. 60 коп.+ 2 руб. 88 коп. + 1 руб. 92 коп. = 10 руб. 50 коп.).
4. «Идет человек от града в другой град, а идет на день по 40 верст, а другой человек идет из другого града в против первого человека, а идет по 30 верст на день. Между же городами 350 верст, и ведательно есть, в колико дней сойдутся оба человека и колико который человек ушел до встречи». (Задача Магницкого. Решить составлением уравнения.)
Ответ: За 5 дней; 200 верст прошел один, а второй — 150 верст.
5. «В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно только, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Требуется узнать число фазанов и кроликов». (Древняя китайская задача.)
Ответ: 23 фазана; 12 кроликов.
6. «— Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
— Вот сколько, — ответил философ. — Половина изучает математику, четверть — музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть еще три женщины». (Задача из «Греческой антологии»). (Указание. Решить уравнением:
Ответ: Всего школу посещали 24 человека; из них математикой занимались 14, музыкой - 7, находились в молчании 4 человека.