Математика 5 класс - Поурочные разработки
Знакомство с геометрическими телами. Многогранники. Цилиндр. Конус. Шар - Геометрические тела и их изображение - Многогранники
Цели: ввести понятие многогранника и тела вращения, развивать пространственное воображение, умение различать геометрические тела.
Ход урока
I . Организационный момент.
Сообщение учащимся темы урока, учебных задач, деление класса на три группы.
II. Устная работа.
Математическая викторина.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело —
В мир загадок и сложных задач.
1. Вопросы первой команде.
1). Как называется результат сложения? (Сумма.)
2). Может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Нет.)
3). Назовите наименьшее двузначное число. (10.)
4). Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю? (Неправильная.)
5). Сколько минут в 1 ч? (60.)
6). Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково.)
7). Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (Арифметика.)
8). Третий месяц летних каникул. (Август.)
9). Градусная мера прямого угла. (90°.)
10). Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (Радиус.)
11). Треть часа. (20 мин.)
12). Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок.)
2. Вопросы второй команде.
1). Результат деления. (Частное.)
2). Как называется треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний.)
3). Как называется «верхняя» часть дроби? (Числитель.)
4). Сколько граммов в четверти килограмма? (250 г.)
5). Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя? (Неправильная.)
6). Фигура, состоящая из точек и последовательно соединяющих их отрезков. (Ломаная.)
7). Сколько раз в году встает солнце? (365 или 366.)
8). Градусная мера развернутого угла. (180°.)
9). Наименьшее четное число. (2.)
10). Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол.)
11). Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка.)
12). Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг.)
3. Вопросы третьей команде.
1). Как называется результат вычитания? (Разность.)
2). Может ли в треугольнике быть два прямых угла? (Нет.)
3). Первый месяц зимы. (Декабрь.)
4). Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя? (Правильная.)
5). Наименьшее натуральное число. (1.)
6). Простейшая линия в геометрии. (Прямая.)
7). Сумма углов треугольника. (180°.)
8). Соперник нолика. (Крестик.)
9). Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный.)
10). Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона.)
11). Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир.)
12). Наука о свойствах геометрических фигур. (Геометрия.)
III. Изучение нового материала.
1. Работа в группах.
1). Оборудование: модели геометрических тел — конус, цилиндр, пирамида, призма, шар.
2). Задание. Посмотрите на геометрические тела и разделите их на две группы. По каким признакам их можно разделить?
3). Обсуждение:
Тела с двумя основаниями (цилиндр и призма) и тела с одним основанием (конус и пирамида).
Многогранники (призма и пирамида) и тела вращения (цилиндр и конус).
2. Работа с текстом п. 10.1 учебника.
1). Происхождение названий геометрических тел.
2). Поверхность геометрического тела.
3). Понятие многогранника и его элементы: грань, ребро, вершина.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Формирование умения различать геометрические тела.
1). У, № 1096.
2). РТ, часть 2, № 106.
2. Формирование умения видеть геометрическое тело и выделять его элементы.
(Для исследования формы граней многогранника необходимо использовать его сплошную модель, а для исследования ребер удобнее пользоваться каркасной моделью.)
1). У, № 1098. Группам выдаются многогранники.
группа 1 — треугольная призма;
группа 2 — куб;
группа 3 —„ треугольная пирамида.
Дополнительное задание: сделайте из палочек и пластилина каркас данного многогранника.
(Работа каждой группы оценивается по 10-балльной шкале.)
2). У, № 1101.
3. Формирование пространственного воображения. Учащимся показывается куб. Он окрашен в зеленый цвет и разделен на кубики. (Каждая грань — 9 кубиков, всего их 27.)
Вопросы:
1). Сколько всего получится кубиков? (27.)
2). У скольких кубиков окрашено 3 грани? (8.)
3). У скольких кубиков окрашено 2 грани? (12.)
4). У скольких кубиков окрашена 1 грань? (6.)
5). Сколько кубиков не окрашено? (1.)
4. Формирование умения правильно воспринимать плоские изображения пространственных тел.
У, № 1102, 1104.
V. Итог урока.
Работа в группах. Кроссворд (рис. 185).
Рис. 185
1. Что общего у этих предметов?
(Учитель демонстрирует два предмета одинаковой формы.)
2. Фигура, форму которой имеют эти предметы.
(Учитель демонстрирует два предмета цилиндрической формы.)
3. Какой элемент есть у призмы и пирамиды, но нет у конуса?
4. Тело вращения.
5. Отрезок, соединяющий две вершины многогранника.
6. Тело, которое со всех сторон выглядит одинаково. Подводятся итоги работы групп.
VI. Домашнее задание.
У, п. 10.1; РТ, часть 2, № 108, 109, 111, 112.