Знакомство с геометрическими телами. Многогранники. Цилиндр. Конус. Шар - Геометрические тела и их изображение - Многогранники

Математика 5 класс - Поурочные разработки

Знакомство с геометрическими телами. Многогранники. Цилиндр. Конус. Шар - Геометрические тела и их изображение - Многогранники

Цели: ввести понятие многогранника и тела вращения, развивать пространственное воображение, умение различать геометрические тела.

Ход урока

I . Организационный момент.

Сообщение учащимся темы урока, учебных задач, деление класса на три группы.


II. Устная работа.

Математическая викторина.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело —

В мир загадок и сложных задач.

1. Вопросы первой команде.

1). Как называется результат сложения? (Сумма.)

2). Может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Нет.)

3). Назовите наименьшее двузначное число. (10.)

4). Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю? (Неправильная.)

5). Сколько минут в 1 ч? (60.)

6). Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково.)

7). Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (Арифметика.)

8). Третий месяц летних каникул. (Август.)

9). Градусная мера прямого угла. (90°.)

10). Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (Радиус.)

11). Треть часа. (20 мин.)

12). Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок.)


2. Вопросы второй команде.

1). Результат деления. (Частное.)

2). Как называется треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний.)

3). Как называется «верхняя» часть дроби? (Числитель.)

4). Сколько граммов в четверти килограмма? (250 г.)

5). Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя? (Неправильная.)

6). Фигура, состоящая из точек и последовательно соединяющих их отрезков. (Ломаная.)

7). Сколько раз в году встает солнце? (365 или 366.)

8). Градусная мера развернутого угла. (180°.)

9). Наименьшее четное число. (2.)

10). Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол.)

11). Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка.)

12). Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг.)


3. Вопросы третьей команде.

1). Как называется результат вычитания? (Разность.)

2). Может ли в треугольнике быть два прямых угла? (Нет.)

3). Первый месяц зимы. (Декабрь.)

4). Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя? (Правильная.)

5). Наименьшее натуральное число. (1.)

6). Простейшая линия в геометрии. (Прямая.)

7). Сумма углов треугольника. (180°.)

8). Соперник нолика. (Крестик.)

9). Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный.)

10). Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона.)

11). Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир.)

12). Наука о свойствах геометрических фигур. (Геометрия.)


III. Изучение нового материала.

1. Работа в группах.

1). Оборудование: модели геометрических тел — конус, цилиндр, пирамида, призма, шар.

2). Задание. Посмотрите на геометрические тела и разделите их на две группы. По каким признакам их можно разделить?

3). Обсуждение:

Тела с двумя основаниями (цилиндр и призма) и тела с одним основанием (конус и пирамида).

Многогранники (призма и пирамида) и тела вращения (цилиндр и конус).

2. Работа с текстом п. 10.1 учебника.

1). Происхождение названий геометрических тел.

2). Поверхность геометрического тела.

3). Понятие многогранника и его элементы: грань, ребро, вершина.


IV. Формирование умений и навыков.

1. Формирование умения различать геометрические тела.

1). У, № 1096.

2). РТ, часть 2, № 106.

2. Формирование умения видеть геометрическое тело и выделять его элементы.

(Для исследования формы граней многогранника необходимо использовать его сплошную модель, а для исследования ребер удобнее пользоваться каркасной моделью.)

1). У, № 1098. Группам выдаются многогранники.

группа 1 — треугольная призма;

группа 2 — куб;

группа 3 —„ треугольная пирамида.

Дополнительное задание: сделайте из палочек и пластилина каркас данного многогранника.

(Работа каждой группы оценивается по 10-балльной шкале.)

2). У, № 1101.

3. Формирование пространственного воображения. Учащимся показывается куб. Он окрашен в зеленый цвет и разделен на кубики. (Каждая грань — 9 кубиков, всего их 27.)

Вопросы:

1). Сколько всего получится кубиков? (27.)

2). У скольких кубиков окрашено 3 грани? (8.)

3). У скольких кубиков окрашено 2 грани? (12.)

4). У скольких кубиков окрашена 1 грань? (6.)

5). Сколько кубиков не окрашено? (1.)

4. Формирование умения правильно воспринимать плоские изображения пространственных тел.

У, № 1102, 1104.


V. Итог урока.

Работа в группах. Кроссворд (рис. 185).



Рис. 185


1. Что общего у этих предметов?

(Учитель демонстрирует два предмета одинаковой формы.)

2. Фигура, форму которой имеют эти предметы.

(Учитель демонстрирует два предмета цилиндрической формы.)

3. Какой элемент есть у призмы и пирамиды, но нет у конуса?

4. Тело вращения.

5. Отрезок, соединяющий две вершины многогранника.

6. Тело, которое со всех сторон выглядит одинаково. Подводятся итоги работы групп.


VI. Домашнее задание.

У, п. 10.1; РТ, часть 2, № 108, 109, 111, 112.






Для любых предложений по сайту: [email protected]