Как единица на доли делится - Доли - Дроби

Математика 5 класс - Поурочные разработки

Как единица на доли делится - Доли - Дроби

Цели: создать содержательную основу для введения понятия дроби, сформулировать умение нахождения одной доли от целого.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Устная работа.

Найдите частное чисел.

80 : 5; 76 : 4; 87 : 3; 54 : 3; 72 : 4; 98 : 2; 95 : 5; 64 : 4.


III. Актуализация знаний.

1. В равенстве 48 : 12 = 4 число 12 — делитель 48. Назовите еще несколько делителей 48. Является ли делителем 48 число 5? Можно ли 48 разделить с остатком на 5?

2. Выполните деление с остатком: 17 : 5; 27 : 4; 16 : 3; 41 : 8; 52 : 10; 32 : 7.

3. Как вы думаете, можно ли 1 : 2 или 1 : 5?


IV. Изучение нового материала.

1. Людям часто приходится делить целое на части. Например, яблоко разделить поровну между двумя детьми, пирог разделить на 6 равных кусков. Равные части целого — доли. Самая известная доля — это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилометра, полбулки.

1). Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

2). Что надо сделать с целым, чтобы получить половину (полпирога, полметра, полгруши и т. д.)?

Но есть и другие употребительные доли. Например, треть, четверть, десятая, сотая.

3). Когда образуются доли? (Когда один предмет или единица измерения делится на равные части.) Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили целое.

4). У, № 722.

2. Для записи любой доли используют горизонтальную черту. Ее называют дробной чертой. Над чертой ставится единица, а под ней пишется число равных частей, на которые делится целое.

У, № 720.


V. Формирование умений и навыков.

1. Чтение и запись долей.

1). Прочитайте доли:

2). Запишите доли: одна семнадцатая, одна шестая, одна десятая, одна четвертая, одна вторая, одна сотая.

2. Сравнение долей.

1). Расположите записанные доли в порядке возрастания.

2). Что значит в порядке возрастания?

3). Какая доля самая большая? Какая самая маленькая?

4). Яблоко разрезали на 2 части или яблоко разрезали на 100 частей. В каком случае доля больше?

Вывод о сравнении долей: из двух долей больше та, у которой знаменатель меньше, и меньше та, у которой знаменатель больше.

3. Нахождение доли величины.

У, № 727 (устно), 724 (письменно). Запись: 1/2 м = 50 см и т. д.

4. Решение задач на нахождение доли от целого.

1). На соревнованиях команда школы, составленная из учеников 5—11 классов, должна преодолеть дистанцию в 1 км. Половину дистанции пройдет на лыжах одиннадцатиклассник, четверть пробежит на коньках десятиклассница, восьмую часть проедет на роликовой доске девятиклассник. Задача восьмиклассника — провести мяч на 1/20 пути, а семиклассница пропрыгает 1/25 пути со скакалкой. Шестиклассник пробежит 1/40 дистанции в мешке, и на долю пятиклассника останется проползти 1/100 всего пути. Сколько метров нужно преодолеть каждому?

2). У, № 729.


VI. Итоги урока.

1. Что такое доля?

2. Зачем нужны доли?

3. Как называется сотая доля метра?

4. Как называется тысячная доля тонны?

5. Как называется шестидесятая доля часа?


VII. Домашнее задание.

У, п. 8.1, № 723, 726, 728.






Для любых предложений по сайту: [email protected]