Поурочные разработки по Математике 6 класс
Приведение дробей к общему знаменателю - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Информация для учителя
Обратить внимание учеников на разный смысл выражений: «общий знаменатель дробей», «наименьший общий знаменатель дробей (Н0З)».
Чтобы привести дробь к новому знаменателю, надо:
1) разделить новый знаменатель на знаменатель данной дроби, в результате получится число, которое является дополнительным множителем;
2) умножить числитель и знаменатель данной дроби на дополнительный множитель.
Чтобы найти наименьший общий знаменатель дробей, надо:
1) выяснить, не делится ли знаменатель одной дроби на знаменатель другой дроби. Если да, то больший знаменатель и будет НОЗ этих дробей;
2) выяснить, не являются ли знаменатели данных дробей взаимно простыми числами. Если да, то произведение этих знаменателей и будет НОЗ этих дробей;
3) если не выполняется ни 1, ни 2 пункт, то надо найти наименьшее общее кратное этих знаменателей. Это число и будет НОЗ этих дробей.
Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо:
1) найти НОК знаменателей этих дробей. Оно и будет НОЗ;
2) найти дополнительный множитель для каждой дроби;
3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.
Урок 26. Приведение дробей к общему знаменателю
Цели: ввести понятие дополнительного множителя; отрабатывать умения приводить дроби к новому знаменателю и находить дополнительный множитель; закрепить знание основного свойства дроби и умение сокращать дроби; развивать математическую речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
1. Ознакомить учащихся с результатами самостоятельной работы.
2. Решить задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок.
III. Устный счет
1. Найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел: 9 и 12; 12 и 16; 15 и 25; 3 и 4; 6 и 18; 4 и 15; 12 и 5; 6 и 20; 3 и 7.
2. Чему равен наибольший общий делитель двух чисел, если наименьшее общее кратное этих чисел равно их произведению? (1, так как числа взаимно простые.)
3. Восстановите запись:
4. Объясните, почему несократимы дроби
5. На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько стало яблок? (4.)
6. Из двух пунктов, находящихся на расстоянии 144 км, навстречу друг другу выехали машина и велосипедист. Скорость машины 60 км/ч, скорость велосипедиста 12 км/ч. Через какое время они встретятся? (2 ч.)
IV. Индивидуальная работа
1 карточка
1. Сократите дроби:
2. Сократите:
2 карточка (для сильных учащихся)
1. Сократите дроби:
2. Сократите:
V. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое дополнительный множитель дробей, и будем приводить дроби к новому знаменателю.
VI. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
№ 286 стр. 47 (устно).
(Ответ: 2, 6, 3, 8, 4.)
— Умножьте числитель и знаменатель дроби на 6:
— Какая дробь получилась в результате умножения? (В результате получается дробь, равная данной, числитель и знаменатель которой кратны прежней.)
2. Работа над новой темой.
— Дана дробь 3/4. Умножьте числитель и знаменатель дроби на 2. Какая дробь получилась? (6/8.)
— Что можно сказать о дробях 3/4 и 6/8? (3/4 = 6/8.)
— В таком случае говорят, что дробь - привели к новому знаменателю 8.
— К какому новому знаменателю можно привести данную дробь? (Дробь можно привести к любому знаменателю, кратному знаменателю данной дроби.)
Определение. Число, на которое надо умножить знаменатель дроби, чтобы получить новый знаменатель, называют дополнительным множителем.
VII. Закрепление изученного материала
1. № 275 стр. 45 (у доски и в тетрадях с подробным комментированием).
— Что нужно сначала найти, чтобы привести дроби к новому знаменателю? (Дополнительный множитель.)
Решение:
— Изменилась ли дробь после ее приведения к новому знаменателю? (Мы получили дробь, равную данной.)
— Что можете сказать о дробях 7/6 и 21/18? (Это различные записи одного и того же числа.)
2. № 276 стр. 45 (с комментированием у доски и в тетрадях).
Решение:
а) 60 : 4 · 3 = 45 мин,
60 : 4 = 15 - дополнительный множитель,
60 : 15 · 7 = 28 мин,
60 : 15 = 4 — дополнительный множитель,
— Что интересного заметили? (Числитель новой дроби равен количеству минут.)
VIII. Физкультминутка
IX. Работа над задачей
№ 292 стр. 47 (после подробного разбора самостоятельно можно предложить решить любым способом).
— Прочитайте задачу.
— Что известно? Что надо узнать?
— Что можно узнать 1 действием? (Скорость сближения.)
— Как найти расстояние, зная скорость и время? (Скорость умножить на время.)
— Можно ли вторым действием найти расстояние? (Нет.)
— Почему? (Скорость и время выражаются разными единицами измерения.)
— В чем надо выразить 15 мин? (В секундах.)
— Сколько секунд в 1 мин? (60 с.)
— Сколько секунд в 15 мин? (15 умножить на 60.)
Решение:
34 + 46 = 80 (км/с) — скорость сближения.
15 мин = 15 · 60 = 900 (с) - до встречи.
80 · 900 = 72 000 (км)
— Как по-другому можно решить задачу?
— Что можно сделать сначала? (Перевести минуты в секунды.)
— Что можно найти потом? (Расстояния, которые пролетят комета и космический корабль за это время.)
— Что узнаем последним действием? (Все расстояние, которое будет между ними до встречи.)
Решение:
15 мин = 15 · 60 = 900 (с) — до встречи.
46 · 900 = 41 400 (км) - пролетит комета.
34 - 900 = 30 600 (км) — пролетит космический корабль.
41400 + 30 600 = 72 000 (км)
(Ответ: 72 000 км.)
X. Повторение изученного материала
1. № 288 стр. 47 (один ученик решает на обратной стороне доски, остальные — в тетрадях).
— Что значит сократить дробь?
— Какая дробь получается в результате сокращения? (Несократимая, равная данной дроби.)
Решение:
— Что интересного заметили? (При сокращении последних двух дробей получилась дробь 2/3.)
— Что можете сказать о дробях, которые надо было сокращать? (Последние две дроби равны.)
XI. Самостоятельная работа (можно выставить оценки)
Вариант I
1. № 253 стр. 40 (записать промежуточные ответы).
2. № 294 (1) стр. 47.
3. № 295 (1, 2) стр. 47.
Вариант II (для более подготовленных учеников)
1. № 284 стр. 46 (записать промежуточные ответы).
2. № 294 (2) стр. 47.
3. № 295 (3, 4) стр. 47.
XII. Подведение итогов урока
— К какому новому знаменателю можно привести данную дробь? (Дробь можно привести к любому знаменателю, кратному знаменателю данной дроби.)
— Можно ли привести дробь 2/7 к знаменателю 35? К знаменателю 25?
— Какое число называют дополнительным множителем?
— Как найти дополнительный множитель?
Домашнее задание: № 297 (а, б), 300 (а—в), 301, 303 (а) стр. 48.