Поурочные разработки по Математике 6 класс
Умножение дробей - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
УМНОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ (5 ч)
Урок 43. Умножение дробей
Цели: ввести правило умножения дроби на натуральное число; учить применять правило умножения дроби на натуральное число при решении примеров и задач; отрабатывать навык применения основного свойства дроби при сокращении дробей; развивать культуру выражения мыслей в устной и письменной речи.
Информация для учителя
Учащиеся должны постоянно сначала проговаривать правила умножения дробей при нахождении значений выражений и решении задач.
Ход урока
I. Организационный момент
— Герберт Спенсер, английский философ, говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Как вы понимаете эти слова?
II. Анализ контрольной работы
1. Ознакомить учащихся с результатами контрольной работы.
2. Решить задания, где допущено наибольшее количество ошибок, задания, вызвавшие затруднения у учащихся.
III. Устный счет
1. Вычислите:
2. Сократите дроби:
3. Площадь одной грани куба 3 см2. Вычислите площадь его поверхности (т. е. сумму площадей всех его граней).
4. В приведенной ниже таблице числа расположены в соответствии с определенной закономерностью. Установите эту закономерность и назовите число, которое следовало бы вписать в пустое место таблицы.
(Ответ: 10, так как числа третьего столбца в два раза больше чисел первого столбца.)
5. Найдите сумму всех чисел от 1 до 10.
Решение:
1 способ основан на известном математическом факте.
— На каком именно? (Сумма однозначных чисел равна 45.)
45 + 10 = 55.
2-й способ решения:
Итак, получилось 10 пар по 11, но так как числа брали 2 раза, то надо 10 : 2 = 5. Значит, 11 · 5 = 55.
(Ответ: 55.)
IV. Индивидуальная работа
1 карточка
2 карточка
V. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, как умножить дробь на натуральное число.
VI. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Замените сумму произведением: 5 + 5 + 5 = 5 · 3;
— Замените произведение суммой:
2. Работа над новой темой.
— Решите задачу. Скорость улитки 2/3 см/мин. Какое расстояние проползет улитка за 4 мин?
— Что неизвестно в задаче?
— Как найти расстояние, зная скорость и время? (Надо скорость умножить на время.)
— Запишите решение.
— Как вычислить значение выражения? (Заменить произведение суммой одинаковых слагаемых.)
Решение:
— Что значит 2/3 умножить на 4? (Найти сумму четырех слагаемых, каждое из которых равно 2/3.)
— Сравните Что интересного заметили? (Числитель дроби 8/3 равен произведению числителя дроби 2/3 и числа 4, а знаменатели остались без изменения.)
— Сформулируйте самостоятельно правило умножения дроби на натуральное число.
VII. Закрепление изученного материала
1. Выполните умножение (на доске и в тетрадях):
2. № 431 стр. 71 (на доске и в тетрадях).
— Как выполнить умножение?
Решение:
VIII. Физкультминутка
IX. Работа над задачей
— С помощью умножения дробей решают такие же задачи, как и с помощью умножения натуральных чисел.
1. № 428 стр. 71 (на обратной стороне доски, самопроверка).
— Что такое периметр квадрата?
— Как найти периметр квадрата?
— Запишите формулу.
Решение:
Р = 4а
(Ответ: периметр квадрата )
2. № 429 стр. 71 (на обратной стороне доски, самопроверка).
— Прочитайте задачу.
— Сколько вопросов в задаче?
— Как узнать, сколько крупы помещается в определенное количество емкостей?
Решение:
1) - крупы в двух банках.
2) - крупы в пяти банках.
3) - крупы в десяти банках.
(Ответ: )
X. Самостоятельная работа
(Самопроверка, ответы записаны на обратной стороне доски.)
— Кому нужна консультация учителя и моих помощников, поднимите руку.
Вариант I
Выполните умножение:
Вариант II
Выполните умножение:
XI. Повторение изученного материала
№ 457 стр. 75 (на доске и в тетрадях).
— Чтобы найти сумму чисел, какое действие надо выполнить? (Сложение.)
— А разность? (Вычитание.)
— Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Раскроем скобки и применим сочетательное свойство сложения.)
Решение:
(Ответ: а) 4/5; б) 1/2.)
— Чтобы быстрее получить ответ, надо первое число удвоить.
XII. Подведение итогов урока
— Расскажите алгоритм умножения дроби на натуральное число.
Домашнее задание
№ 427, 432 стр. 71, № 479, 482 (а) стр. 78.