Нахождение числа по его дроби - урок 5 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ

Поурочные разработки по Математике 6 класс

Нахождение числа по его дроби - урок 5 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ

Цели: обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нахождения части от числа и числа по его части за счет укрупнения дидактической единицы; совместное и одновременное изучение действий, единства процесса и решения прямой и обратной задачи; активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы; проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Устный счет

1. Найдите число, если: а) 0,2 его равны 50; б) 3/5 его равны 15; в) 30% его равны 600; г) 4% его равны 20.

2. Найдите: а) 0,5 от 200; б) 3/5 от 30; в) 30% от 60; г) 4% от 500.

— Сравните эти два задания. Что общего, чем отличаются?

— Сформулируйте правила нахождения дроби от числа и числа по данному значению его дроби.

3. У одной мамы было 5 детей, 3/5 этих детей — мальчики. Догадайтесь, кто остальные и сколько их? Сколько девочек должно родиться у мамы, чтобы у нее оказалось равное количество мальчиков и девочек?

4. В двух ящиках 128 кг чая. Если из первого переложить во второй 4 кг, то в обоих станет поровну. Сколько чая в каждом ящике? (68 кг и 60 кг.)


III. Сообщение темы урока

— Отгадайте ребус.


image160


(Дробь.)

— Правильно, ребята, это слово дробь. Дроби применяются при решении различных типов задач. Я прочитаю вам стихотворения, а вы догадайтесь, о каком типе задач идет речь.

Дробь от числа хотим найти,

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь умножить.

— Что это за задачи? (Задачи на нахождение дроби от числа.)

Если вы должны найти

Число по его дроби,

То на дробь вы поделите

Значенье данной дроби.

(Задачи на нахождение числа по его дроби.)

— Мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Также научимся анализировать условие различных задач и относить их к тому или иному типу.


IV. Работа над задачей

1. № 651 стр. 105 (у доски и в тетрадях).

Решение:

1) 55% = 0,55.

2) 231 : 0,55 = 23 100 : 55 = 420 (кг).

(Ответ: 420 кг свежей рыбы.)

2. Посадили 500 горошин. Взошло 65%. Сколько горошин взошло?

Решение:

1) 65% = 0,65.

2) 500 · 0,65 = 325 (г).

(Ответ: 325 горошин взошло.)

3. Незнайке предложили решить задачу.

Жители Солнечного города присутствуют на представлении в цирке. Фокусник хочет всех угостить мороженым. Он попросил Незнайку сосчитать, сколько всего жителей, если на представлении присутствуют 15 малышек, и это составляет 3/5 всех зрителей.

Вот как посчитал Незнайка: (чел.)

— Что же получилось после представления, как вы думаете? (Мороженого всем не хватило.)

— В чем ошибка Незнайки? (Вместо того чтобы искать число по данному значению дроби, Незнайка нашёл дробь от числа.)

— Как же найти это число? (Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.)

— Сколько же всего жителей Солнечного города было на представлении?

(Ответ: 25 жителей.)

— Сравните 2 и 3 задачи.

— Что общего? Чем отличаются?

4. Незнайке фокусник подарил 65 воздушных шаров и попросил раздать жителям Солнечного города, но по дороге Незнайка наткнулся на куст шиповника, 3/5 шаров лопнуло. Сколько шаров осталось у Незнайки?

1) (ш.) — лопнуло.

2) 65 — 39 = 26 (ш.) — осталось.

(Ответ: 26 шаров.)



V. Физкультминутка


VI. Закрепление изученного материала


Тип задачи

Число

Дробь от числа

Значение дроби от числа

Решение

Нахождение дроби от числа

50

2/5

?

Нахождение числа по его дроби

?

2/5

20


1. Найдите число: 1) 4/9 которого составляют а; 2) 30% которого составляют b; 3) 0,8 которого составляют с.

2. Найдите: 1) 2/3 от k; 2) 70% от n; 3) 0,2 от m.


VII. Повторение изученного материала

№ 632 (1) стр. 102 (на обратной стороне доски, самопроверка).

— Решите 1 уравнение 2 способами.

— На чем основан 2 способ? (На распределительном свойстве.)

Решение:

1 способ

2 способ

(Ответ: х = 3.)



VIII. Самостоятельная работа (10—15 мин)

Вариант I

1. Найдите значение величины, если:

а) 0,8 ее равны 576 г;

б) 2/9 ее равны 36 л;

в) 24% ее равны 57,6 км;

г) 2,3% ее равны 2,07 р.

2. В первый час автобус прошел 40% всего пути, во второй час — 1/3 пути, а в третий — остальные 28 км. Какое расстояние прошел автобус за эти 3 ч?

3. В совхозе 4/9 всей земли занимают луга, а 1/3 — посевы. Какова площадь всей земли в совхозе, если луга занимают на 270 га больше, чем посевы?

4. 40% от 40% числа m равны 6,4. Найдите число m.


Вариант II

1. Найдите значение величины, если:

а) 0,85 ее равны 340 г;

б) 5/12 ее равны 120 см3;

в) 36% ее равны 75,6 м;

г) 3,5% ее равны 1,05 р.

2. Трактористы вспахали поле за три дня. В первый день они вспахали 4/7 поля, во второй день 40% поля, а в третий день — остальные 48 га. Найдите площадь поля.

3. В первый день на мельнице смололи 3/10 привезенного зерна, во второй 2/5 привезенного зерна. Сколько зерна привезли на мельницу, если во второй день смололи на 780 кг больше, чем в первый день?

4. 30% от 30% числа а равны 7,2. Найдите число а.


IX. Подведение итогов урока

— Какие типы задач сегодня на уроке мы решали?

— Чем отличаются и что общего в условиях этих задач?

Домашнее задание

Творческое (по желанию): составить и решить по одной задаче каждого типа, можно со сказочным сюжетом. Такие задачи потом лучше использовать во время устной работы или при повторении.






Для любых предложений по сайту: [email protected]