Поурочные разработки по Математике 6 класс
Прямая и обратная пропорциональная зависимости - урок 3 - ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Цели: отрабатывать умение решать задачи с помощью пропорции, уравнения, записанные в виде пропорции; подготовить учащихся к контрольной работе по теме «Отношения и пропорции»; проверить знания и умения учащихся по изученному материалу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Пешеход затратил на путь 2 ч, двигаясь со скоростью 6 км/ч. Сколько времени затратит он на тот же путь, если его скорость будет 4 км/ч?
2. Найдите значение выражений:
3. Из пункта А в пункт В автомобиль ехал 1 ч 20 мин, обратный путь он ехал с той же скоростью, но 80 мин. Почему?
4. Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
5. Все натуральные числа до 100 записаны в один ряд. Сколько раз повторяется цифра 0 в этом ряду? (11 раз.)
III. Индивидуальная работа
1 карточка
Решите задачи, составив пропорции.
1. Скорость голубя 90 км/ч, ласточки — 150 км/ч. Какую часть пути ласточки пролетит голубь за то же время полета?
2. Три ученика пропололи грядку за 4 ч. За сколько часов выполнят работу два ученика?
2 карточка
Решите задачи, составив пропорции.
1. Сцеплены две шестерни, одна из них имеет 24 зубца, вторая имеет 8 зубцов. Вторая шестерня сделала два полных оборота. Какую часть полного оборота сделала за это время первая шестерня?
2. Четыре гнома посадили для Белоснежки 8 кустов роз. Сколько кустов роз за то же время посадят три гнома?
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать свои умения решать пропорции и задачи с помощью пропорций.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. № 788 стр. 130 (после разбора самостоятельно).
Прочитайте задачу.
— Что неизвестно? (Сколько посадили лип.)
— Сколько процентов лип посадили? (100%.)
— Сколько процентов лип принялось? (95%.)
— Сколько лип принялось? (57 лип.)
— Какая зависимость между рассматриваемыми величинами?
— Составьте краткую запись в виде таблицы.
— Самостоятельно решите задачу.
Решение:
Пусть х лип — посадили.
Посадили |
х л. |
100% |
Принялось |
57 л. |
95% |
(Ответ: 60 лип посадили.)
2. № 793 стр. 131 (самостоятельно, самопроверка).
Решение:
Пусть х кг — примесей.
Количество частей |
Масса |
|
Железо Примеси |
7 ч. 3 ч. |
73,5 кг x |
31,5 кг - примесей.
(Ответ: 31,5 кг.)
VII. Повторение изученного материала
1. № 796 стр. 131 (у доски и в тетрадях).
— Если знаменатель 6, то какие знаменатели будут у дробей, которые являются слагаемыми? (2 и 3.)
— Проверим:
Решение:
2. № 763 (з, и) стр. 125.
— Что такое пропорция?
— Как называются числа в пропорции?
— Как найти неизвестные члены пропорции?
— Как проверить, верно ли вы решили уравнение?
— На каком свойстве пропорции основана проверка?
Решение:
(Ответ: з) х = 3; и) х = 0,1.)
VIII. Самостоятельная работа (10—15 мин)
Вариант I
1. Решите уравнение:
Решите задачи, составив пропорции.
2. На 20 км пути автомашина расходует л горючего. Сколько горючего автомашина израсходует на 50 км пути?
3. Для отопления здания заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6 т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5 т?
4. Напишите все двузначные числа, для записи которых употребляются только цифры 0, 1, 3, 5, и подчеркните те из них, которые кратны 3.
Вариант II
1. Решите уравнение:
Решите задачи, составив пропорции.
2. На изготовление 8 деталей требуется г серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей?
3. 24 человека за 6 дней пропололи участок клубники. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью?
4. Напишите все двузначные числа, для записи которых употребляются только цифры 0, 4, 6, 6, и подчеркните те из них, которые кратны 3.
IX. Подведение итогов урока
— Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.
— Почему зависимость между количеством товара и стоимостью покупки прямо пропорциональна? (Если купить товара в несколько раз больше, то и стоимость покупки увеличится во столько же раз.)
— Почему зависимость между шириной и длиной при одном и том же значении площади прямоугольника обратно пропорциональна? (Если увеличить длину прямоугольника в несколько раз, то надо ширину во столько же раз уменьшить.)
Домашнее задание
№ 812, 817, 818 стр. 133.