Поурочные разработки по Математике 6 класс
Простые и составные числа - ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Цели: ввести понятие простых и составных чисел; ознакомить с таблицей простых чисел; учить делать выводы; закреплять умение решать уравнения.
Информация для учителя Таблицу простых чисел, помещенную на обложке учебника, следует подробно рассмотреть с учащимися. Полезно ее вывесить в классе и использовать в работе.
Ход урока
I. Организационный момент
Девизом сегодняшнего урока будут слова математика Карла Фридриха Гаусса: «Математика — царица наук; теория чисел — царица математики».
II. Устный счет
1. № 103 (а, г) стр. 18. Записать ответы на листах. Взаимопроверка. Дети цепочкой читают ответы.
— Кто не согласен с этим ответом?
2. Во сколько раз лестница на 6-й этаж дома длиннее лестницы на 2-й этаж этого же дома? (В 5 раз.)
3. Что легче 1 кг железа или 1 кг ваты? (Равны.)
4. Назовите 3 числа, кратных 5; кратных 2; кратных 10.
Верно ли, что:
а) любое число, кратное 10, кратно 5;
б) любое число, которое кратно 2 и кратно 5, кратно 10?
5. Решите уравнения. Выберите из пяти чисел то, которое является корнем уравнения. Прочтите получившееся слово.
И |
С |
Ч |
Л |
0 |
||
1 |
х- 100 = 259 |
159 |
279 |
359 |
39 |
361 |
2 |
(24 - х) + 30 = 50 |
4 |
56 |
44 |
36 |
104 |
3 |
810 : b = 9 |
9 |
90 |
7290 |
80 |
801 |
4 |
30 у - 2 у - 280 |
1 |
100 |
18 |
10 |
1000 |
5 |
20 z + 30 z = 2000 |
4 |
400 |
5 |
50 |
40 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ч |
И |
С |
Л |
О |
Слово «число» по-гречески звучит так: «арифмос», поэтому наука о числе получила название «арифметика».
III. Сообщение темы урока
— Это слово поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишем ее: «Простые и составные числа». Мы с вами начнем изучать элементы теории чисел и постоянно будем убеждаться в справедливости слов Карла Фридриха Гаусса.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Назовите все делители числа: а) 10; б) 13; в) 1; г) 12; д) 7, е) 24.
— Сколько делителей имеет каждое число?
Данное число |
Делители числа |
Количество делителей |
10 |
1, 2, 5, 10 |
4 |
13 |
1, 13 |
2 |
1 |
1 |
1 |
12 |
1, 2, 3, 4, 6, 12 |
6 |
7 |
1, 7 |
2 |
24 |
1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24 |
8 |
— На какие группы можно разделить данные числа? Почему?
(На три группы:
1 группа — числа, которые имеют только два делителя;
2 группа - числа, которые имеют более двух делителей;
3 группа — число 1, у него только один делитель.)
— Какое число называют делителем данного натурального числа?
— Какое число является делителем любого натурального числа? (1.)
2. Работа над новой темой.
— Такие числа как 10, 12, 24 называют составными числами, а 13, 7 — простыми.
— Попробуйте самостоятельно сформулировать определения простых и составных чисел.
Определение. Натуральное число называют составным, если оно имеет более двух делителей.
— Приведите примеры составных чисел. (25, 1246, 33 333, 12345.)
— Почему эти числа являются составными? (Имеют больше двух делителей, так как делятся на 1, на само число и 25 кратно 5, 1246 кратно 2, 33 333 кратно 3, 12 345 кратно 5.)
Определение. Натуральное число называют простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число.
— Приведите примеры простых чисел. (2, 3, 5.)
— Давайте рассмотрим форзац учебника, где приведена таблица простых чисел от 2 до 997.
— Назовите наименьшее простое число. (2.)
— Что о нем можно сказать? (2 — четное число.)
— Какую закономерность вы заметили в таблице простых чисел? (Все простые числа, кроме 2, нечетные.)
— Почему? (Если число четно, то оно делится на 2, значит у него больше, чем два делителя, следовательно, оно составное.)
— Назовите два двузначных простых числа, два трехзначных.
— В первом задании число 1 вы выделили в третью группу. Почему? (У него один делитель.)
— Число 1 имеет только один делитель: само это число. Поэтому его не относят ни к составным, ни к простым числам.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. № 93 стр. 17 (устно).
(Ответ: 31—2 делителя: 1 и само число; 25 — 3 делителя: 1, 5, 25; 100 — 9 делителей: 1, 2, 4, 5, 10, 20, 25, 50, 100.)
— Какие из этих чисел являются составными? (25, 100.)
— Почему? (Имеют больше двух делителей.)
— Назовите наибольший делитель числа 25, 100. (Это сами эти числа.)
2. № 94 стр. 17 (самостоятельная работа с таблицей простых чисел).
— Выпишите в тетрадь только простые числа. (101, 409, 563, 863, 997.)
3. № 95 стр. 17 (устно с подробным комментированием). (Ответ: так как цифра 8 — четная, то число 2968 — четное, следовательно, делится на 2, значит число 2968 — составное, так как имеет больше двух делителей и т.д.)
4. Придумайте несколько чисел, которые имеют только 3 делителя. (4: 1, 2, 4; 9: 1, 3, 9; 25: 1, 5, 25; 49: 1, 7, 49; 81: 1, 9, 81 и т. д.)
— Какую закономерность вы заметили? (Эти числа являются квадратами натуральных чисел, но берутся через один.)
5. Найдите сумму всех простых чисел от 30 до 50. (31 + 37 + 41 + 43 + 47 — 199.)
VII. Самостоятельная работа
Взаимопроверка.
Вариант I. № 109 (а), № 110 (а), № 112 (а) стр. 19.
Вариант II. № 109 (б), № 110 (б), № 112 (б) стр. 19.
VIII. Работа над задачей
1. № 113 стр. 19. После разбора учащиеся решают самостоятельно.
— Прочитайте задачу.
— Как вы понимаете задачу?
— Что показывает знаменатель 7? (На сколько равных частей разделили целое.)
— Что показывает числитель 5? (Сколько таких равных частей взяли.)
— Что надо найти в задаче: дробь от числа или число по его дроби? (Дробь от числа.)
— Дробь 5/7 — правильная или неправильная? (Правильная.)
— В результате решения задачи мы получим число большее или меньшее, чем 210? (Меньшее, так как дробь 5/7 правильная.)
— Запишите самостоятельно решение.
210 : 7 · 5 = 150 (г)
2. № 114 стр. 19 (устно с полным разбором).
— Прочитайте задачу.
— Сколько условий в обещании девочки? (Обещание девочки состоит из двух условий: 1) сходить в булочную; 2) вымыть посуду.)
— В каком случае считается выполненным обещание? (Обещание считается выполненным, если исполнены одновременно 2 условия.)
Решение:
1 условие |
2 условие |
Обещание выполнено |
|
а |
— |
+ |
— |
б |
+ |
— |
— |
в |
+ |
+ |
+ |
г |
— |
— |
— |
— В чем сходство этой задачи с задачей нахождения решений неравенства? (Каждое число должно одновременно удовлетворять двум условиям: быть больше 2, но меньше 6.)
IX. Повторение изученного материала
№ 105 стр. 18. (у доски и в тетрадях).
— Как перевести десятичную дробь в проценты? (Надо десятичную дробь умножить на 100, а для этого перенести запятую в числе вправо на два знака.)
X. Подведение итогов урока
— Каким свойством обладает единица? (Число 1 не является ни простым, ни составным числом.)
— Приведите примеры простых чисел.
— Верно ли высказывание: 120 005 — составное число? (Да.)
— Почему? (Число имеет больше двух множителей, оно делится на 5, так как запись числа оканчивается цифрой 5.)
— Какие задания заставляли вас задуматься?
Домашнее задание
Выучить простые числа от 2 до 20. Разобрать задачу № 108 стр. 19, придумать и решить аналогичную; № 115 стр. 19; № 117 стр. 20.
Дополнительный материал
Как возвести в квадрат число, близкое к 50?
Покажем, как в уме возвести в квадрат двузначное число, близкое к 50. Назовите любое число, близкое к 50, но большее, чем 50 (скажем, число 58).
Записываем ответ: 582 = 3364.
Еще пример (называете, скажем, 63): 632 = 3969.
Как же я так быстро произвела вычисления?
Я пользовалась определенным алгоритмом. Если хочешь возвести в квадрат число, близкое к 50, но большее 50, то поступай так:
1) вычти из этого числа 25:
2) припиши к результату двумя цифрами квадрат избытка данного числа над 50.
Примеры
1) 582 = 3364.
Объяснение. 58 — 25 = 33 , 82 = 64 , 582 = 3364.
2) 642 = 40 96.
Объяснение. 64 — 25 = 39, 64 — 50 = 14, 142 = 196,
642 = 3900 + 196 = 4096.
Вы теперь легко сами придумаете алгоритм для возведения в квадрат числа, которое близко к 50, но меньше, чем 50.
Проверьте себя на примере: 432 = 1849.