В космонавты держим путь

Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

В космонавты держим путь

Повторительно-обобщающий урок-соревнование

Решение примеров и задач разных типов, в том числе нестандартных

4-й класс

Цели урока:

Учебные:

• Закрепить навыки решения примеров.

• Закрепить навыки решения задач разных типов.

• Закрепить навыки решения нестандартных задач.

Развивающие:

• Развивать внимание учащихся на уроке.

• Развивать мыслительную деятельность учащихся.

• Развивать математическую речь учащихся.

Воспитательные:

• Воспитывать чувство коллективизма.

• Воспитывать интерес к предмету математики.

• Воспитывать чувство взаимопомощи в трудных ситуациях.

Оборудование:

• Два космических корабля (иллюстрации или модели).

• Карточки для индивидуальной работы.

• Путевые листы (зачётные листы).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

А-риф-ме-ти-ка!

2. Знакомство с темой и задачами урока

Учитель:

— Представьте себе, что сейчас в нашем классе две команды будущих космонавтов, которые проходят подготовку уже в начальной школе.

Два отряда будущих космонавтов — “ВОСТОК” и “СОЮЗ” — отправятся в полёт в неизведанное. По пути мы будем делать остановки на различных станциях.

Космонавт должен хорошо владеть математикой. И мы будем много считать и решать всевозможные задачи. Давайте проверим свои силы в этой области.

3. Подготовительный этап: устный счёт

1. Найдите 7/8 от числа 640.

2. Задумано число, 1/4 часть от которого равна 250. Чему равно всё число?

3. К числу 197 прибавьте число 65.

4. Сумма двух чисел равна 142. Одно число больше другого на 2. Чему равны эти числа?

5. Одно число 150, второе в 3 раза меньше первого. Чему равна сумма двух чисел?

6. Число 550 уменьшили в 50 раз. Какое число получили?

7. Число 1100 умножьте на 7.

8. От произведения чисел 120 и 3 отнимите произведение чисел 12 и 3.

9. Если к 13 прибавить 12, то получится число, которое в 5 раз больше задуманного. Какое число задумано?

10. На сколько произведение чисел 15 и 5 больше произведения чисел 15 и 4?

4. Информация музея “Словознайка”

Учитель:

— Прежде чем отправиться в дальний полёт, давайте заглянем в наш музей “Словознайка” и выясним значение некоторых новых слов.

• Что такое космос? (Это греческое слово, синоним к слову Вселенная.)

— Есть космос дальний — это мир звёзд и галактик. Есть космос ближний, который исследуется при помощи космических аппаратов и межпланетных станций. Наша задача исследовать ближний космос.

• Что такое космонавтика? (Это искусство вождения космических кораблей, а также исследование и освоение космоса.)

• Кто такой космонавт? (Это человек, испытывающий и эксплуатирующий космическую технику в космическом полёте.)

• Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

5. Станция “Сосчитайка”

Учитель:

— Мы приближаемся к станции “Сосчитайка”. На этой станции математика просто необходима. Без неё не выполнишь ни одного точного расчёта. Но у нас два отряда, поэтому будет соревнование: кто лучше подготовлен, тот вырывается вперёд.

Как вы думаете, а на каком виде транспорта мы полетим? (Конечно, на ракетах.)

Но чтобы получить ракеты, надо тоже проявить своё умение в математике.

Задание 1. Найдите значение выражения.

1-й отряд: 24 х 3 + 68 : 17 - 25 (51)

2-й отряд: 24 х 4 + 80 : 16 - 18 (83)

Задание 2. Сравните и поставьте соответствующий знак сравнения или равенства:

1-й отряд:

5 ч 20 мин ... 520 мин

7 т ... 70 ц

4 км 305 м ... 4 км 350 м

2-й отряд:

75 ц ... 7 т

4 ч 30 мин ... 430 мин

3 км 506 м ... 3 км 560 м

Задание 3. Решите задачи на движение.

1-й отряд: Самолёт летел 3 ч со скоростью 850 км/ч. Какое расстояние он пролетел? (2550 км)

2-й отряд: Самолёт пролетел расстояние 3600 км за 4 ч. С какой скоростью летел самолёт? (900 км/ч)

Учитель:

— У нас две наши российские ракеты: “Восток” и “Союз”. Ракеты одинаковые по мощности, а вот право вылететь первой получит та команда, которая проявит хорошие знания, взаимовыручку, быстроту реакции.

(На двух больших ракетах написаны примеры, по количеству членов экипажа. 1-й вариант — отряд “Восток”, 2-й вариант — отряд “Союз”.

Дети получают ракеты, с примерами, решают и быстро передают назад следующему ученику.)

Примеры на ракетах:

1-й вариант

2-й вариант

18 х 5

16 х 4

19 х 4

18 х 3

17 х 3

15 х 5

56 : 14

60 : 15

45 : 3

54 : 27

80 : 16

92 : 23

120 х 3

130 х 3

100 : 25

100 : 20

300 : 6

300 : 5

60 х 4

70 х 4

81 : 27

52 : 4

99 : 33

99 : 11

18 х 0

17 х 0

6. Станция “Поразмышляйка”

Учитель:

— Командиру выигравшего экипажа разрешается дать следующие задания экипажам. (Он раздаёт детям карточки с заданиями.)

Задание 1. Вставьте пропущенные числа в данные равенства.

“Восток”

“Союз”

Задание 2. Найдите часть от числа.

“Восток” Найдите 2/5 от числа 2375.

“Союз” Найдите 2/5 от числа 1485.

Задание 3. Решите уравнения.

“Восток” 9а - а + 14 = 94

“Союз” с + 6с - 5 = 72

Учитель:

— Сверяем ответы. Подсчитываем баллы. Какая ракета летит впереди?

7. Станция “Спортивная”: физзарядка

Учитель:

— Приближаемся к станции “Спортивной”. Вы знаете, что космонавты должны быть очень хорошо подготовлены физически. Поэтому зарядка — это необходимая часть их жизни.

Раз, два, три, четыре, пять —

В рощу мы идём гулять.

Прыгать я всегда горазд

И подпрыгну десять раз.

Мы у кустика присели,

Вправо, влево посмотрели,

А потом все дружно встали

И руками помахали —

Словно белые метели

К нам в окошко залетели.

8. Станция “Решайка”

Учитель:

— Внимание, летим на станцию “Решайка”. На этой станции нам предстоит решать задачи. Предпочтение будет отдаваться рациональным способам решения. Время работы тоже ограничено.

Задача 1. Из двух городов, расстояние между которыми 1280 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда и встретились через 10 ч. Скорость одного 65 км/ч. Определите скорость второго поезда.

Решать можно:

— по действиям,

— выражением,

— по формуле.

Задача 2. Магазин в первый день продал детских костюмов на 5300 рублей, а во второй день — на 4350 рублей. Во второй день продано на 19 костюмов меньше, чем в первый день. Сколько костюмов продано за два дня?

Задача 3. Катер прошёл по реке 161 км. Сколько километров пройдёт за это же время теплоход, если его скорость в 3 раза больше скорости катера?

Учитель:

— В таком серьёзном полёте должны быть шутки? Конечно, должны быть: они снимают напряжение, усталость, делают человека бодрым и весёлым. Вот и мы с вами немного расслабимся, отвечая на вопросы-шутки.

9. Остановка “Шуткино”

Учитель:

— Как увеличить число 6 в полтора раза, не производя никаких вычислений?

(Ответ: Если цифру 6 перевернуть, то получится 9, а это число в полтора раза больше числа 6.)

— Я стою со скоростью 0 км/ч. На каком расстоянии я буду через 3 ч?

(Ответ: Останусь на том же месте.)

— Тропическое растение бамбук растёт со скоростью 4 см/ч. На сколько сантиметров вырастет бамбук за сутки?

(Ответ: За сутки растение вырастет на 96 см.)

— Из трёх одинаковых по виду колец одно несколько легче других. Как найти его одним взвешиванием на чашечных весах?

(Ответ: Достаточно положить на чашечные весы два кольца. Если весы остались в равновесии, то третье кольцо легче остальных.)

— В каком случае произведение рано первому множителю?

(Ответ: Когда второй множитель равен 1.)

— Коля и Петя живут в одном доме: Коля на шестом этаже, а Петя — на третьем. Коля проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Петя, поднимаясь по лестнице на свой этаж?

(Ответ: Петя проходит 24 ступеньки.)

— В Московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За большую величину их назвали Царь-пушка и Царь-колокол. Общая их масса — 240 т. Царь-колокол в 5 раз тяжелее Царь-пушки. Какую массу имеют в отдельности Царь-колокол и Царь-пушка?

(Ответ: 200 т и 40 т.)

— Сумма двух чисел равна 330. Когда в большем числе справа отбросили ноль, то числа оказались равными. Какие это числа?

(Ответ: 300 и 30.)

— “Который теперь час?” — спросил Миша у отца. “А вот сосчитай: до конца суток осталось вдвое меньше того времени, которое прошло от их начала”. Который час был тогда?

(Ответ: 4 часа дня, или 16 часов.)

— Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый?

(Ответ: Каждый играл 4 часа.)

— Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

(Ответ: Каждая лошадь пробежала 40 км.)

— Летела стая гусей: один впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя; три в ряд. Сколько было всего гусей?

(Ответ: Всего было три гуся.)

— На грядке сидело 5 воробьёв. К ним прилетело ещё 6 воробьёв. Кот подкрался и схватил одного воробушка. Сколько воробьёв осталось на грядке?

(Ответ: Ни одного — остальные воробьи все улетели.)

— У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей?

(Ответ: 8 детей — 7 братьев и одна сестра.)

10. Подведение итогов урока

Подвести итоги соревнования двух команд космических кораблей.

Учитель:

— Что понравилось вам в уроке?

— Что особенно запомнилось?

— Какой для себя урок вы извлекли из сегодняшнего занятия?

11. Домашнее задание

Нарисуйте космическую ракету. Придумайте и напишите на ракете задание (в виде сложного примера, уравнения или задачи) для следующих космонавтов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]