Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга адресована учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам “Музыка” для I—IV классов начальной школы, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений разного типа. Учебно-методические комплекты (УМК) по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию на компакт-дисках (mp3) для учителя.
Принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, появившейся в 70-е гг. XX в. Эти идеи находят своё воплощение в содержании УМК. Оно основывается на тех базовых категориях и понятиях, которые отражены в требованиях к содержанию и результатам освоения основной образовательной программы общего начального образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по предмету, а также в той или иной мере воплощены в действующих рабочих программах по музыке. В программе “Музыка. 1—4 классы” авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, заложены три содержательные линии курса.
Первая линия — “Музыка в жизни человека” — обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки:
— песенность, мелодия, песня, отечественные музыкальные традиции;
— историческое прошлое в музыкальных сочинениях;
— сочинения отечественных композиторов о Родине, природе, людях.
Вторая линия — “Основные закономерности музыкального искусства”:
— музыка как выражение эмоций и мыслей человека;
— интонация — источник музыкальной речи;
— средства музыкальной выразительности;
— формы построения музыки (куплет, припев);
— элементы нотной грамоты, нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Третья линия — “Музыкальная картина мира”:
— исполнительские коллективы (хоровые, симфонические);
— музыка для детей;
— различные виды музыки (вокальная, инструментальная);
— певческие голоса: детские, женские, мужские;
— выдающиеся исполнительские коллективы.
Направленность содержания учебников на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры определяет его актуальность. Через связь музыки с жизнью, эмпатию и идентификацию ребёнка с персонажами, действующими лицами художественных произведений внимание акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия.
Освоение содержания УМК является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, музыки религиозной традиции, современного музыкального творчества. В центре УМК — различные явления отечественной музыкальной культуры, и это не случайно, так как комплекты предназначены для учащихся школ России.
Структура и содержание учебников интегрируют в себе особенности воплощения духовно-нравственных и эстетических ценностей человечества (“Россия — Родина моя”, “О России петь — что стремиться в храм”, “День, полный событий”), различные сферы бытования музыки (“В концертном зале”, “В музыкальном театре”, “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”), универсальные способы музыкальной деятельности (“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...”), обеспечивающие познание музыки. Данная структура учебников способствует осуществлению преемственности музыкального образования учащихся от класса к классу, а представленное содержание — целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности, личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Предмет “Музыка”, развивая умение учиться, как и другие предметы начальной школы, призван формировать у ребенка художественную картину мира. Активное, прочувствованное и осознанное восприятие детьми лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего способствует формированию духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры.
Накопление багажа музыкальных впечатлений и первоначальных знаний о музыке, формирование опыта творческой деятельности, умений и навыков коллективного музицирования и личностно-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни, ее нравственных ценностях и идеалах — все это развивает устойчивый интерес школьников к музыке; воспитывает художественный вкус и становится основой организации художественно-эстетического пространства в школе и дома, досуговой деятельности, продуктивного художественного общения.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) учебники для I—IV классов направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитание умения учиться, достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по музыке.
При изучении курса “Музыка” в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1. Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
В учебниках и рабочих тетрадях для начальной школы предлагаются задания на личностную интерпретацию музыкальных произведений, позволяющие выразить эмоциональное отношение, передать чувства, которые вызывает музыка, подобрать выразительные движения, отвечающие её характеру. Неоднозначность восприятия явлений музыкального искусства, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям, становятся основой развития музыкального мышления детей.
Приоритетным в данной линии учебников является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства. Знакомство на страницах учебников с государственной символикой (флаг, герб страны и города или региона, разучивание гимна России), с образцами музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду, влечет за собой освоение народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Эмоциональное восприятие/постижение музыкальных произведений разных жанров — от народной песни, образцов духовной музыки до фрагментов из кантат и опер героико-патриотического характера — воспитывает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Таким образом, у учащихся развивается уважение к искусству других стран и народов.
2. Мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
В учебники для учащихся I—IV классов включено большое количество игр и заданий, разнообразных по форме и содержанию, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, предполагают индивидуализацию их выполнения, работу парами и в группах, с учётом типологических особенностей школьников, что способствует повышению мотивации обучающихся и учит общаться и сотрудничать со сверстниками.
Учащимся предлагается так исполнить песню/мелодию/музыкальную тему, чтобы слушатели почувствовали и поняли, что выражает (или изображает) музыка, представили себе жизненную ситуацию (например, “спой закличку так, чтобы дождик припустил сильнее”, “спой колыбельную так, чтобы заснул малыш”; “передай в рисунке музыкальный образ”, “разыграйте песню”, “разыграйте сцену из музыкального спектакля”, “найди характерные движения персонажа, героя музыки” и т. п.).
3. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
В учебниках и рабочих тетрадях для I—IV классов содержится разнообразный материал, нацеленный на воспитание человека, душевную открытость, развитие способности думать о чувствах близких людей и сопереживать им.
Например, в разделе “День, полный событий” этому способствуют темы: “Пришло Рождество, начинается торжество”, “Добрый праздник среди зимы”, “Мамин праздник” и др.
4. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов и самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Проблемные вопросы и задания в учебниках и рабочих тетрадях нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребёнка домашней фонотеки по программе), на взаимодействие ребёнка и взрослых в семье, в сфере досуга, во внеурочной работе (посещение концертов, театров, музеев), а также на организацию проектной музыкально-эстетической деятельности учащихся (на предметной и межпредметной основе).
Стремление к участию выпускников начальной школы в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, округа, региона является важным показателем успешности становления музыкальной культуры и достижения планируемых результатов.
При изучении курса “Музыка” в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1. Первичные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека.
Содержание учебников ориентирует учащихся младших классов на понимание роли музыки в жизни каждого человека с самых первых уроков. Например, в учебнике для I класса первый раздел “Музыка вокруг нас” даёт детям возможность понять, что музыка окружала человека во все времена. Линия “Природа и музыка” показывает неразрывное единство человека и природы.
Образы родной природы в учебниках раскрываются не только в музыке, но и в произведениях литературы, изобразительного искусства. Широкие ассоциативно-образные связи музыки с другими видами искусства помогают ребёнку познавать мир, созданный музыкальными звуками, красками, словами.
Духовно-нравственному совершенствованию личности младшего школьника способствуют музыкальные сочинения, запечатлевшие исторические личности, образы защитников земли Русской (Пётр I, Александр Невский, Сергий Радонежский, Иван Сусанин, княгиня Ольга и князь Владимир, славянские просветители Кирилл и Мефодий, Илья Муромец и др.). Этому же способствуют произведения о материнстве и детстве, традициях народных и религиозных праздников (Рождество, Масленица, Вербное воскресение, Троица).
2. Основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
В учебниках “Музыка” реализуется широкая трактовка понятия “музыкальная культура школьников”. Это и культура восприятия музыки различных стилей, жанров — музыкального фольклора, музыки религиозной традиции (например, раздел “О России петь — что стремиться в храм”); музыки золотого фонда русской и зарубежной классики (композиторы М. Глинка, М. Мусоргский, A. Бородин, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Г. Свиридов, Д. Кабалевский, А. Рыбников и др.; И.-С. Бах, B.-А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, Ф. Шопен, Дж. Гершвин, Р. Роджерс и др.), современной академической и популярной музыки (джаз, авторская песня, мюзикл, песни современных отечественных композиторов).
Отдельные развороты учебников раскрывают перед школьниками тайны исполнительского мастерства, знакомят с музыкальными инструментами, вокалистами, дирижёрами и т. п.
Разнообразные виды музыкальной деятельности представлены на каждом развороте учебников. Например, задания: “Разучи песни об азбуке и спой их на своём школьном празднике”, “Исполни мягкими движениями руки пульс колыбельной...”, “Разыграй песню “Выходили красны девицы”, “Представь себя в роли дирижёра и попробуй продирижировать разными маршами из опер и балетов”, “Сыграй аккомпанемент /былины/ на воображаемых гуслях”, “Попробуй сочинить мелодию на текст народной песни “Берёзонька кудрявая” и др.
Музыкальный вкус младших школьников формируется под воздействием общения с лучшими образцами мирового музыкального искусства (включая популярную музыку), представленными на страницах учебника.
3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
С этой целью в учебниках представлены вопросы и комплексы заданий, направленные на проникновение учащихся в интонационно-образную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности, на осознание интонации как носителя образного смысла музыкального произведения и в широком смысле слова — как важнейшего свойства человеческого общения.
Например, в теме “Музыка утра” (I класс) представлены такие задания: “Послушай, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П. И. Чайковский и норвежский композитор Э. Григ”, “Нарисуй ... картину утра к тому произведению, которое тебе больше понравилось”.
В теме “Детский музыкальный театр” (II класс): “Мечты Золушки о счастье выражены в звуках знакомого тебе танца. Какого? Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала?”, “Сравни песню Баяна, которая открывает первое действие оперы М. Глинки с началом поэмы А. Пушкина “Руслан и Людмила”. В чём их сходство, а в чём различие?” и т. п.
В теме “Балет “Спящая красавица” (III класс): “С какими персонажами сказки знакомит вступление к балету? ... Предвещает ли вступление счастливое завершение балета-сказки? Если да, то почему?”; “Послушай финал первого действия балета. Представь себе всё происходящее на сцене. Расскажи, чем заканчивается действие. Как ты понимаешь слова “Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта”?
Этому же способствуют задания и вопросы в темах (IV класс) “Мелодия”, “Что не выразишь словами, звуком на душу навей...”, “Исповедь души”, “В интонации спрятан человек” и мн. др.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
С этой целью в учебниках представлены разные формы общения ребёнка с музыкой, виды исполнительской деятельности.
Например, на развороте учебника для I класса “Сочини мелодию” предлагаются задания на интонационно-выразительное прочтение стихотворений, передачу разного настроения и импровизацию мелодий на стихи. На развороте “Разыграй песню” — исполнить с одноклассниками песню, изображая её персонажей. В учебнике для II класса предлагается разыграть с друзьями народную песню-игру, украсить мелодию “Камаринской” звучанием народных инструментов, сочинить мелодию к песенке- закличке и др. В учебнике для III класса в заданиях предлагается представить себя дирижёром оркестра и найти жесты, соответствующие характеру музыки. В учебнике для IV класса (тема “Балет “Петрушка) — представить себя режиссёром спектакля и определить характер отдельных эпизодов сцены.
В целом, содержание учебников и разноуровневые задания дают возможность детям проявить творческое начало в размышлениях о музыке; в импровизациях (речевых, вокальных, ритмических, пластических); нацеливают их на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у школьника домашней фонотеки по программе), на взаимодействие ребёнка и взрослых в семье, в сфере досуга, во внеурочной работе (посещение концертов, театров, музеев), а также на организацию проектной музыкально-эстетической деятельности учащихся (на предметной и межпредметной основе).
При изучении курса “Музыка” в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
С этой целью в учебниках предлагаются задания, связанные с пением, пластическим интонированием, драматизацией музыкальных произведений, участием в сценическом воплощении их фрагментов, формированием навыков свободного дирижирования, сочинением (“представь себя в роли композитора”), элементарным музицированием на детских музыкальных инструментах, воображаемой клавиатуре и т.п.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
С этой целью в учебниках предлагаются задания, рассчитанные на совместную деятельность: разучивание песен, пение, разыгрывание песен, сцен из музыкальных произведений, аккомпанирование, игра на простейших музыкальных инструментах и т.п. Совместное музицирование воспитывает ответственность каждого учащегося за достижение общего художественно-эстетического результата; формирует умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
3. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Начиная с I класса, учащиеся анализируют прослушанную музыку: как она звучит, какое настроение передаёт, какие чувства вызывает. Примеры этого можно найти в темах I класса: “Музыкальные инструменты”, “Разыграй песню”. В темах II класса: “Симфоническая сказка”, “Все в движении” и др. Учащиеся сравнивают различные музыкальные произведения, выявляя их сходство и различия. Например, в I классе в темах “Пришло Рождество, начинается торжество”, “Музыкальные инструменты”, во II классе в теме “Опера “Руслан и Людмила”, в III классе в темах “Святые земли русской”, “Севера песня родная”, в IV классе в темах “Ангел вопияше”, “Родной обычай старины”, “Зимний вечер” и др.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
С этой целью в учебниках представлено большое количество стихов и отрывков прозы с заданиями выразительно их прочитать, определить, какие чувства хотел выразить поэт / писатель, сопоставить с соответствующими музыкальными произведениями, самим придумать рассказ и т. п.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства по жанрам и стилям; видам исполнительского творчества формируют у младших школьников универсальные учебные действия и, тем самым, — одну из важнейших граней культуры человека — способность схватывать, устанавливать связи и отношения отдельных явлений жизни и искусств.
5. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Отличительной особенностью данной линии учебников является охват широкого культурологического пространства, выход за рамки музыкального искусства и включение в учебники сведений из истории, привлечение произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет не только функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, но и способствует развитию ассоциативно-образного мышления.
С этой целью, начиная с I класса, в учебниках предлагаются задания на сопоставление музыкальных сочинений с произведениями литературы и изобразительного искусства. Разнообразие материала и заданий помогает учащимся легче и быстрее запоминать музыку, понять её образный строй, формирует их музыкально-слуховой опыт, интонационный словарь.
Уже на раннем этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного развития. Это способствует развитию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти, года. Они могут стать своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки, так как помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребёнка вечные темы — темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.
В учебнике для I класса два раздела: “Музыка вокруг нас” и “Музыка и ты”, которые ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Авторы стремились к тому, чтобы события, которые сопровождают жизнь ребёнка, такие, как смена времён года (осень, зима), времени суток (утро, вечер), праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и др.), соответствовали временным рамкам учебных четвертей и помогали связывать музыкальные впечатления с окружающим миром, людьми, своим собственным отношением к происходящему вокруг. Это необходимо для того, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной, постичь своеобразие выражения чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира в музыкальных произведениях. Их восприятию способствуют игровые методы, увлекательный рассказ, сказка.
Большое внимание в учебнике для I класса уделяется расширению эмоционально-смыслового словаря детей, развитию речевых навыков, необходимых для выражения своего отношения к музыке, отклика на её характер и настроение, с этой целью на страницах учебника предложены яркие, определения, эпитеты, метафоры. Помощь в систематизации словарного запаса детей может оказать такой разворот учебника, как “Твой музыкальный словарик”, где можно найти названия музыкальных инструментов, танцев, исполнительских коллективов.
Разделы учебников для учащихся II, III и IV классов (их семь в каждом учебнике) дают ориентиры для вариативного планирования уроков музыки.
В разделе “Россия — Родина моя” раскрывается песенное, вокальное начало (мелос) русской музыки, которое пронизывает творчество выдающихся отечественных композиторов, выявляется роль мелодии в различных музыкальных жанрах и формах. От детской песни, исполняемой всем классом, к гимну России — главной песне нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантатам, увертюрам, симфониям, концертам, операм — такой путь развития проходят учащиеся II—IV классов, изучая материал данного раздела.
Введение учащихся в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства, их знакомство с государственной символикой России, историей формируют основы российской гражданской идентичности, воспитывают патриотические чувства, любовь к Родине.
Задача раздела “День, полный событий” — раскрыть перед учащимися разные направления связи музыки с жизнью; помочь глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы; целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как выразительное искусство.
Раздел учебника “О России петь — что стремиться в храм” назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения “Запевка”1. Раздел является новым в содержании предмета “Музыка” в общеобразовательной школе. Он призван постепенно и очень бережно ввести учащихся начальной школы в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского (“Утренняя молитва” и “В церкви”), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, музыка религиозной традиции представлена сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором, и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв, звучащих в православном храме.
Раздел “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” посвящён музыкальному фольклору, который представлен в УМК как синкретичный вид искусства, тесно переплетающийся с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью человека.
Импровизационность — важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора — должна накладывать отпечаток на процесс знакомства с образцами отечественного музыкального фольклора, на формы разучивания народных песен. Их рекомендуется разучивать “с голоса”, без сопровождения, включая элементы игры и инсценировки.
Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и органичным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира. Дети выявляют общность жизненного содержания, сходство и различия родных напевов с фольклором других стран. Сопоставляя интонационный строй фольклора с особенностями разговорной речи народа, природными условиями жизни, темпераментом и т. п., учащиеся глубже познают музыку своего народа.
Названия разделов “В музыкальном театре” и “В концертном зале” говорят сами за себя. В них предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных музыкальных форм. Цель этих разделов — заинтересовать детей и научить воспринимать музыкально-сценические (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.) и инструментально-симфонические (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка, симфония) жанры; помочь разбираться в особенностях музыкальной драматургии произведений, их музыкально-симфонического развития. Всё это не должно носить отвлечённый характер. Надо научить детей слышать и понимать жизненный смысл произведения, разбираться, почему композитор воплотил его именно в этой, а не в какую-нибудь другой художественной форме. Важно с самого начала занятий ориентировать детей на то, что музыка находится в постоянном движении, развитии, и уяснить себе ход мыслей, в ней содержащихся, легче в том случае, если ясно воспринимается последовательность отдельных этапов музыкального развития. Такая направленность в освоении закономерностей музыкальной драматургии, проявляющейся в логике сопоставления музыкальных тем, эпизодов, частей и стоящих за ними образов, идей, мыслей, способствует развитию музыкального мышления учащихся.
Восприятие и исполнение произведений направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариационность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.
Особое внимание при освоении произведений, включённых в эти разделы, следует обратить на то, чтобы атмосфера восприятия музыки учащимися в классе приближалась к атмосфере театра или концертного зала. Ролевые игры “На концерте”, “В гостях у композитора”, “Мы — исполнители”, которые можно организовать на уроках музыки, будут готовить детей к посещению концерта или спектакля: знакомство с афишей и программой, слушание музыки в тишине, выражение своего позитивного отношения к понравившимся музыкальным произведениям и их исполнителям (аплодисменты) и пр.
Содержание раздела “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” подводит к обобщению мысли о триединстве деятельности композитора — исполнителя — слушателя, которая является сквозной линией содержания всех учебников. Понимание роли композитора — исполнителя — слушателя в жизни музыки и оценка значения самой музыки в жизни человека осуществляются в опоре на целенаправленное накопление слухового опыта детей, на их общение с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях и какими слушателями, исполнителями, “композиторами” стали сами. Учителю необходимо донести до учащихся мысль о том, что полюбить музыку и черпать в ней жизненные силы и вдохновение может каждый.
Неповторимы встречи с музыкой — каждая из них приоткрывает перед детьми тайны создания художественного произведения, особенности мастерства исполнителей, оставляя глубокий след в сознании. Д. Шостакович замечательно раскрыл великую силу искусства: “Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества”.
Эти слова не только завершают учебник для III класса, прекрасно обобщая тему, посвящённую Симфонии № 9 Л. Бетховена, но и могут служить своего рода путеводной нитью в преподнесении учащимся любого музыкального произведения, при вхождении в мир того или иного композитора.
Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования — пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др. Методика работы с УМК “Музыка” в начальной школе предполагает органичное и естественное его включение в учебный процесс, где главным является сама музыка, а также обращение ребёнка к учебникам и рабочим тетрадям дома с целью восстановления в памяти и сознании образа музыки, звучащей на уроке.
Проведение урока с использованием УМК нацеливает учителя на расширение образовательной среды и повышение интереса детей к классической музыке через эмоционально открытое общение с ней в музыкальных радио- и телепередачах, при посещении концертов, “слышание” музыки в фильмах, спектаклях, на понимание её роли в школьных праздниках, при организации домашнего досуга, детского музицирования и пр.
Методический принцип сходства и различия, основанный на принципе “тождества и контраста” (Б. Асафьев), определил выстраивание музыкального материала в УМК и способ его подачи в данном пособии. На страницах этого пособия вы найдёте конкретные рекомендации по применению таких методов музыкального образования и воспитания младших школьников, как метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод забегания вперёд и возвращения к пройденному; метод создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры; метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
В учебном процессе эти методы применяются как при работе с конкретными музыкальными сочинениями, так и при изучении той или иной тематической линии, в связи с воплощением какой-либо художественно-педагогической идеи.
В методике работы с учащимися I класса предлагается последовательное изучение материала. Это позволит уже на начальном этапе обучения сконцентрировать внимание школьников на тех музыкальных сочинениях золотого фонда классики, к которым они обратятся в следующих классах. Конкретные способы и приёмы подачи музыкального материала, описанные в этом пособии, безусловно, можно применять вариативно.
Обобщённые темы разделов учебников II—IV классов дают возможность учителю музыки дозировать объём изучаемого детьми материала, который, конечно, зависит от уровня общего и музыкального развития учащихся, с учётом этого уровня можно прогнозировать степень интенсивности прохождения материала, уровень формирования навыков музицирования, усвоения основных понятий и категорий музыкального искусства, элементов языка других искусств.
В соответствии с требованиями ФГОС каждый учитель проектирует рабочую программу по предмету “Музыка”, которая должна включать в себя следующие разделы:
• пояснительная записка (цель и задачи музыкального образования, аннотированное содержание программы, критерии отбора музыкального материала, виды музыкальной деятельности учащихся);
• место учебного предмета в учебном плане;
• ценностные ориентиры содержания предмета “Музыка”;
• личностные2, метапредметные, предметные результаты освоения программы “Музыка”;
• планируемые результаты;
• технологии преподавания предмета “Музыка” (включая арт- терапевтические, здоровье сберегающие, информационно-компьютерные, технологии проектно-исследовательской деятельности);
• взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников (с учётом особенностей музыкальной культуры региона); использование электронных образовательных ресурсов; тематическое планирование (разделы и темы курса с краткой аннотацией), количество часов; примерный музыкальный материал; характеристика деятельности учащихся; универсальные учебные действия — личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;
• материально-техническое оснащение предмета “Музыка”;
• методическое обеспечение предмета “Музыка”.
В начальной школе рекомендуется приступить с учащимися к проектной исследовательской деятельности.
Во II классе поиск ответа на вопрос на последней странице учебника “Могут ли иссякнуть мелодии?” (с. 128) может стать поводом для работы над мини-проектами учащихся (начиная со второго полугодия), защита лучших из которых может состояться на заключительном уроке-концерте. Можно рекомендовать учителю привлечь к созданию проектов родителей, старших братьев и сестёр, которые могут оказать помощь в создании компьютерных презентаций с включением музыкальных сочинений, портретов композиторов, фрагментов из опер, балетов, репродукций произведений изобразительного искусства.
В III классе тема последней страницы учебника “Радость к солнцу нас зовёт” (с. 128) может послужить основанием для работы над мини-проектами учащихся. Защиту проектов можно приурочить, как и во II классе, к окончанию учебного года, к заключительному уроку-концерту. В работе над проектом могут участвовать родители, старшеклассники, которые помогут учащимся III класса подобрать информационные тексты, необходимый музыкальный материал, произведения изобразительного искусства, созвучные музыке, фрагменты мультипликационных и художественных фильмов по тематике проекта.
В IV классе, в начале учебного года, завершающего процесс музыкального образования в начальной школе, учителю рекомендуется определить тематику исследовательских мини-проектов, которые будут поводом для организации открытых уроков, внеурочных мероприятий (праздников, конкурсов, КВН, фестивалей, семейной филармонии культуры и искусства для родителей и пр.).
Темы проектов желательно выбирать, опираясь на художественно-педагогические идеи учебника “Музыка” для IV класса:
• “Музыка моего родного края”;
• “А. С. Пушкин и музыка”;
• “Роль песни в народном празднике”;
• “Мои любимые композиторы”;
• “Что мы знаем о современных исполнителях”;
• “Музыкальный театр: играем в оперу (балет, мюзикл)”.
К подготовке и защите проектов желательно привлечь родителей, старшеклассников, педагогов дополнительного образования. Они помогут четвероклассникам разработать план проекта, его сценарий, найти необходимую информацию (текстовую, музыкальную, художественную) в Интернете, подготовить компьютерную презентацию.
Авторы выражают надежду на то, что предлагаемые в пособии рекомендации помогут с самого начала музыкального образования познакомить учащихся со всем тем, что может заставить, по словам Б. Асафьева, “и радоваться, и печалиться, и вздохнуть, и поучиться интригам музыкального развития, и ощутить в себе энергию и суровое мужество”, “и всё это услышать не по поводу музыки или под музыку, а испытать в её интонациях”.
1 В дальнейшем учащиеся смогут разучить “Запевку” Г. Свиридова на одноимённое стихотворение И. Северянина (см.: “Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс”).
2 Личностные результаты не подлежат оценке.