Музыкальные инструменты. Чудесная лютня. Звучащие картины - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Музыкальные инструменты. Чудесная лютня. Звучащие картины - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Задачи уроков: продолжение знакомства детей с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Разворот “Музыкальные инструменты” знакомит учащихся с музыкальными инструментами. Звучание некоторых из них, например, лютни и клавесина, они, вероятно, услышат впервые. Здесь уместно сравнить их голоса с голосами уже знакомых ребятам инструментов — гитары и фортепиано.

Для первоклассников интересно будет сопоставить звучание произведений, исполняемых на клавесине и на фортепиано. Можно, готовя ребят к осмыслению формы рондо, спросить у них: один или несколько раз звучит в пьесе “Кукушка” К. Дакена1 тема, изображающая голос кукушки? Нужно заострить внимание маленьких слушателей и на том, что исполнение этой пьесы требует от пианистов (клавесинистов) большого мастерства: очень быстрый темп, музыка изобилует короткими длительностями, звучащими непрерывно. В этом они могут убедиться, посмотрев нотный текст пьесы “Кукушка”.

Исполнение главной интонации пьесы (“ку-ку”) на воображаемом фортепиано может органично вписаться в повторное прослушивание хотя бы фрагмента этого сочинения. А исполнить эту простую интонацию (учитель может выписать её на доске и спеть с учащимися) окажется непросто — она повторяется с разной периодичностью, несимметрично! Поэтому нужно настроить детей-исполните- лей на внимательное вслушивание в музыку, чтобы уберечь их от формального, однообразного, подчас “поперёк такта” изображения голоса кукушки.

Обработка известной в конце XIX — начале XX в. русской народной песни “Тонкая рябина” прозвучит в выразительном исполнении на гитаре. Может быть, кому-то знакома эта мелодия? Как показала практика, многоголосная фактура вариаций, исполняемых известным гитаристом Александром Михайловичем Ивановым-Крамским (1912—1973), часто воспринимается детьми как игра нескольких гитаристов. Причину такого явления нужно, вероятно, искать в том, что слух первоклассников (да и более взрослых учащихся) привык воспринимать гитару как аккомпанирующий инструмент, часто исполняющий примитивные аккорды сопровождения к песням. Выразительность, певучесть, многоголосие этой пьесы ставят школьников в тупик — они не ожидают услышать такую гитару!

Прежде чем слушать “Тонкую рябину” в исполнении на гитаре, можно обратиться к мелодии этой песни, сыграв её детям на фортепиано. Пусть они попытаются напеть мелодию. • Что важно услышать в ней? Песенность, сочетающуюся с вальсовой трёхдольностью, волнообразное движение мелодии, никнущие, плачущие интонации в конце почти всех фраз, которые сродни горестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп. • Какое настроение, какие чувства испытываем мы, когда слушаем только мелодию песни, её главную мысль, не зная даже слов?

После прослушивания гитарной обработки “Тонкой рябины” учитель может спеть эту песню, чтобы ребятам стал понятен художественный замысел исполнителя-гитариста (и поиск им выразительных средств): тоска, печаль, одиночество, несбыточные мечты. Если учитель сам играет на гитаре, то любое произведение в его собственном исполнении украсит урок, сделает его эмоционально живым и ярким.

“Чудесная лютня”. Линию знакомства с музыкальными инструментами продолжает алжирская сказка “Чудесная лютня”, которую дети вместе с родителями читают дома. В классе с целью обобщения впечатлений от прочитанного можно предложить учащимся поразмышлять о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе её воздействия: она понятна и без слов.

Особой заботой учителя музыки будет выполнение учащимися задания, помещённого на этом развороте. • Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? В ответах учащихся ценными будут как обобщённая характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни или разудалой плясовой, так и перечисление конкретных музыкальных произведений, например, классики. В то же время можно организовать проектно-исследовательскую деятельность детей: пусть для ответа на вопрос они подберут и принесут в класс фрагменты музыкальных записей, которые есть у них дома, или сами подготовят исполнение какого-либо музыкального произведения (например, песни) и аргументируют свой выбор. Желательно, чтобы учитель был готов “озвучить” музыкальные проекты первоклассников, а также подготовил свой вариант выполнения этого задания, аргументировав свой выбор.

Возможны самостоятельная разработка учащимися задания “Интервью с музыкальными инструментами”, создание классного учебного пособия, посвящённого струнным щипковым инструментам. Выполнить работу им помогут видеоресурсы в Интернете.

Учащийся выбирает инструмент, о котором хотелось бы рассказать. После этого готовит с помощью взрослых свою страничку презентации, на которой должны быть заголовок, изображение инструмента и видеоролик, в котором школьник рассказывает об этом инструменте.

Можно подобрать запись музыкального произведения, которое исполняется на данном инструменте, и к нему художественную иллюстрацию — картину, созвучную музыке. Музыкальную выразительность инструмента можно продемонстрировать, включив в презентации несколько музыкальных фрагментов, в которых одно и то же произведение исполняется на разных инструментах, например, на лютне и на гитаре.

Разворот учебника “Звучащие картины” в художественных образах закрепляет представления детей о музыкальных инструментах и исполнителях. Рассматривание каждой картины может сопровождаться звучанием уже знакомых или новых произведений — по выбору учителя. Важно, чтобы характер музыки соответствовал настроению картины. Можно построить работу с этим разворотом, предложив школьникам определить, какую по характеру музыку исполняют музыканты на этих картинах, а затем подобрать вместе с детьми соответствующий музыкальный ряд.


1 См.: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]