Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 2 класс
Задачи уроков: приобщение к классическим произведениям отечественных композиторов на основе знакомства с фортепианными пьесами П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Прокофьева; развитие интонационно-образного восприятия музыки.
На шмуцтитуле учащиеся увидят детские портреты П. Чайковского и С. Прокофьева — двух мальчиков приблизительно одного возраста, от имени которых учитель может вести свой рассказ, как бы проживая вместе с Серёжей Прокофьевым жаркий летний день в Солнцовке или вместе с Петей Чайковским зимний день в уютном доме в Каменке. (Любопытно, что и Солнцовка, и Каменка находятся на Украине.)
Попробуем, используя методический приём сходства и различия, провести некоторые аналогии между пьесами, входящими в циклы программных фортепианных миниатюр — “Детский альбом” П. Чайковского и “Детская музыка” С. Прокофьева. Это позволит привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыки, к музыкальной речи каждого из композиторов. Как похоже и вместе с тем по-разному рассказали они о событиях в жизни ребёнка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем!
“Музыкальные инструменты”. Учитель отбирает пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева — образцы песни, танца, марша для сопоставления их друг с другом и знакомит детей со звучанием фортепиано и его разновидностей — пианино и рояля. Закрепить представления о музыкальных инструментах помогут задания в рабочей тетради (с. 8—9).
Перед прослушиванием произведений учащимся можно раздать листочки с названиями нескольких пьес Чайковского и Прокофьева и попросить ребят разделить эти пьесы на два альбома с учётом, что Чайковский сочинял пьесы для мальчика, который проводит целый день дома, а Прокофьев — для мальчика, который проводит время на природе. Музыкально-слуховые впечатления детей после слушания пьес подкрепят (или опровергнут) их выбор.
Альбом П. Чайковского — это своего рода 24 часа из жизни маленького человека. Оказывается, и сидя дома, можно сделать и узнать очень много: послушать сказки (“Нянина сказка”, “Баба-яга”), станцевать (“Вальс”, “Полька”, “Камаринская” и др.), мысленно попутешествовать по разным странам (“Неаполитанская песенка”, “Немецкая песенка”, “Старинная французская песенка” и др.), поиграть, радуясь и печалясь (“Игра в лошадки”, “Новая кукла”, “Похороны куклы” и др.).
Цикл “Детская музыка” С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Знакомство с фортепианными пьесами цикла даёт учащимся возможность постичь всё многообразие музыки С. Прокофьева, связанное с миром детских впечатлений и переживаний. Это и летние пейзажи (“Утро”, “Дождь и радуга”, “Вечер”, “Ходит месяц”), как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки (“Сказочка”, “Шествие кузнечиков”), и сценки из детского быта (“Прогулка”, “Пятнашки”, “Раскаяние”), и жанрово-танцевальные пьесы (“Вальс”, “Марш”, “Тарантелла”). Лучшие из них — лирические зарисовки “Утро”, “Вечер”, “Раскаяние”, “Вальс” — приближаются к классическим образцам музыки для детей.
Учитель может обратить внимание учащихся на то, что во всех пьесах этого сборника отчётливо проявляются характерные черты стиля С. Прокофьева: жизнелюбие, юмор, предельно ясная и вместе с тем тонкая звукопись, необычность гармоний, мелодических оборотов в самых, казалось бы, “простых” эпизодах. Сам композитор, превратив ряд пьес сборника “Детская музыка” в оркестровую сюиту “Летний день”, дал ключ к созданию своего рода музыкально-литературной композиции. Это действительно день, полный событий, и дети сами могут подбирать или сочинять стихи, рассказы, выполнять рисунки к отдельным музыкальным пьесам или к определённой группе пьес, отражая их содержание, откликаясь на форму произведения.
Полвека отделяет “Детскую музыку” С. Прокофьева от “Детского альбома” П. Чайковского, а роднит эти два цикла одно — счастливое детство. Различают же их музыкальный язык, интонации, стиль.
В пьесах П. Чайковского звучит песенное, задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. От мелодии исходят интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки, ясность и выразительность мысли, эмоциональная насыщенность образов, точность формы.
У С. Прокофьева звучит свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребёнка на природе. Герой его музыкального альбома очень подвижный, он так похож на самого Серёжу Прокофьева.
Далее работу с фортепианными пьесами можно построить следующим образом: сравнить контрастные сочинения одного композитора, композиторские стили и произведения с одинаковыми названиями, пластику движений в танцах и маршах.
“Природа и музыка”. Пьесы “Утро” и “Вечер” С. Прокофьева из “Детской музыки” можно сравнить с пейзажными зарисовками, поэтическими строчками, которые подберут сами дети. В этих пьесах практически отсутствуют изобразительные “подсказки” для определения их названий. И в то же время, если уже при первом знакомстве с музыкой спросить детей, какое время дня ощущается в каждой из пьес, они без труда могут прийти к названиям, данным самим композитором.
Кропотливая интонационная работа с этими пьесами приблизит музыку к детям. Они её запомнят, и С. Прокофьев станет для них одним из любимых и узнаваемых композиторов. Пьесы “Утро” и “Вечер” надо слушать неоднократно.
Перед повторным слушанием желательно обратить внимание детей на некоторые средства музыкальной выразительности обеих пьес, различие которых практически сразу слышно. Контрастные регистры в пьесе “Утро” не только слышны, но и видны в нотной записи на странице учебника. В нотном рисунке можно обратить внимание ребят на скрипичный и басовый ключи, добавочные линейки сверху и снизу. Как говорят дети: “Для таких высоких и низких звуков как будто не хватило пяти линеек”. После того как учащиеся прослушают пьесу “Утро” несколько раз, постарайтесь подвести их к обобщённому поэтическому пониманию образа, задав такие вопросы:
• Как на фортепиано можно показать простор между небом и землёй, травой и облаками? • Что помогает наблюдать за постепенным пробуждением дня? • Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Мелодия пьесы “Вечер” звучит в среднем регистре. Напеть начало мелодии этой пьесы не представляет большого труда. Попробуйте с учащимися, глядя на рисунок в учебнике, сочинить слова на музыкальную фразу, помещённую в нём. Предлагаем возможные варианты текста: “Вечер ложится на лес и поля”; “Вечер приходит к нам вместе с луной”; “Вечер наступит, и звёзды блеснут”; “Вечер настанет, цветы все заснут”; “Вечер нам дарит покой, тишину”.
Этот приём даёт хорошие результаты: запоминаются мелодия и название пьесы одновременно. А неоднократное повторение ведёт к тому, что, с одной стороны, выстраивается унисон, особенно при пении без сопровождения (а капелла), с другой — при исполнении с сопровождением учащиеся обращают внимание на покачивающийся характер аккомпанемента, который создаёт образ колыбельной.
И та и другая пьеса звучит тихо. На нижних полях учебника даны понятия песенность, регистр, которыми постепенно, по мере накопления музыкальных впечатлений, учащиеся начинают пользоваться самостоятельно. При желании можно закрепить понятие “регистр” и специфику применения разных регистров (игру разными регистрами) как приём, характерный для творчества С. Прокофьева. Хорошо, если дети сразу после прослушивания, без каких-либо разъяснений учителя сделают рисунки на эту тему, сочинят небольшой рассказ об услышанном.
Таким же образом предлагается построить работу и с другой “вечерней” пьесой из этого альбома — “Ходит месяц над лугами”, которая “провокационно” включена в разворот “Эти разные марши” и будет вновь предложена на развороте “Музыка в народном стиле” в разделе “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”. Подобного рода организация музыкальной работы на уроке поможет детям дома, по слуху, выполнить задание в рабочей тетради, направленное на развитие их воображения, музыкальной памяти.
Контраст двух пейзажных зарисовок одного композитора сменяют контрастные образы музыкальных прогулок.
Лучше понять выразительные и изобразительные особенности интонаций в музыке разных композиторов поможет выполнение заданий в рабочей тетради (с. 10—11).
На развороте “Прогулка” даны фотопортреты М. Мусоргского и С. Прокофьева, а также нотные записи пьес этих композиторов с одним названием — “Прогулка”. Предложите детям послушать и сравнить эти пьесы. “Прогулка” С. Прокофьева лёгкая, танцевальная, вприпрыжку. Её мелодия предвосхищает музыкальный образ любознательного Пети, с которым дети скоро познакомятся в симфонической сказке С. Прокофьева “Петя и волк”. Обратите внимание на вопросы к учащимся, предложенные на этом развороте.
“Прогулка” М. Мусоргского — небольшая фортепианная пьеса из сюиты “Картинки с выставки”. С этой музыкой мы будем не раз “прогуливаться” по страницам учебников. Одноголосный запев рисует образ спокойного движения в светлом, созерцательном настроении. В мелодии нет ни одного напряжённо звучащего полутона, а именно: использован старинный, свойственный глубинным пластам русской музыкальной культуры, пятиступенный лад без полутонов — пентатоника. Мелодия звучит в диапазоне женского голоса. Так и слышится в ней пение в характерной русской народной манере — открытым звуком. Она подхватывается плотным аккордовым звучанием. Этот диалог запевалы и хора напоминает живую деревенскую сценку.
Мелодическая основа и запева, и всей темы прогулки — это мотив из трёх звуков. Из этой попевки, как из зерна, вырастает не только вся прогулка, но, по существу, и весь цикл в целом. Движение в “Прогулке” М. Мусоргского неторопливое, спокойное, напевное. Не случайно на развороте в учебнике выписаны понятия: песенность, танцевальность, маршевость. Эти характеристики будут “работать” в произведениях М. Мусоргского и С. Прокофьева с одним названием “Прогулка”. Кроме того, на развороте даются слова, из которых дети могут выбрать подходящие для выражения характера каждой из “прогулок”.