Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО - 2 класс

Задачи уроков: воспитание уважения к отечественным традициям, местным обычаям, осознание своей этнической и национальной принадлежности; продолжение знакомства с региональными музыкально-поэтическими традициями; осмысление значения фольклора в жизни каждого народа: осознание своей гражданской идентичности; воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; формирование умений разыгрывать народные песни, подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России, создавать музыкальные композиции на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

“Русские народные инструменты”. Урок может быть построен на рассматривании и озвучивании рисунков, фотографий, картин на вводном и последующем разворотах. Дети увидят изображение русских народных инструментов, услышат, как звучит гармонь, балалайка, ложки, рожок и др. Всё это, а также предметы декоративно-прикладного искусства и стихотворение Г. Серебрякова позволят, с одной стороны, продолжить тему “Россия — Родина моя”, с другой — начать с детьми разговор о значении фольклора в жизни каждого народа, в том числе русского.

Здесь будет повод обратиться к тем песням, с которыми учащиеся познакомились в I классе, а также вспомнить, какие народные песни и каких исполнителей знают и любят в их семье. Конечно, учитель должен быть готов к любому неожиданному повороту и иметь музыкальные записи и ноты, для того чтобы озвучить детские музыкальные впечатления.

“Плясовые наигрыши”. Звучание плясовой русской народной песни “Светит месяц”, которую дети слушают в записи и в которой определяют голоса знакомых им музыкальных инструментов, позволит заострить их внимание на вариационном построении музыки и разучить на уроке, а затем исполнить по “ритмической партитуре” этот наигрыш. Какие же особенности песни-пляски необходимо использовать в процессе разучивания партий детского оркестра? Чёткое выделение первой доли в размере 4/4 (нижняя строка партитуры — бубен), равномерная пульсация (средняя строка — ложки), характерный ритмический рисунок — пунктирный ритм (верхняя строка — хлопки или притопы).

Аналогичную работу над созданием ритмической партитуры к русской народной песне-пляске “Камаринская” можно провести на уроке, подчёркивая симметричность фразировки, акценты в конце фраз, равномерность ритмической пульсации и характерного рисунка мелодии. Учителю необходимо помнить о последовательности в работе над созданием и исполнением ритмического сопровождения, о поэтапном подключении партий в ансамблевой игре, о выборе тембров инструментов, усиливающих характер исполняемой детьми пьесы.

Мини-исследования, поиск информации в Интернете, выполнение творческих заданий типа подбора коллекции изображений музыкальных инструментов или рисования инструментов, распространённых в той местности, где живут учащиеся, обращение к рабочей тетради (с. 18—19) и слушание музыки помогут связать впечатления детей с их жизненным опытом.

Закреплению знаний народных музыкальных инструментов будут способствовать дидактические игры с использованием интерактивной доски (в компьютерном классе возможна работа в парах и малых группах)1.

“Разыграй песню”. “Выходили красны девицы”. “Бояре, а мы к вам пришли”. На этом уроке первостепенная роль отводится освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, игровые, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины. Не следует забывать, что народная песня — это не “напев со словами”, а часть жизни человека. И тот опыт многих поколений, который несёт народная песня, с исчерпывающей полнотой раскрывается в исполнении.

Особо следует сказать об отношении учителя музыки к детским голосам. Необходимо избегать форсированного звучания, так часто имеющего место при исполнении народных песен. Учителю желательно ориентировать класс на академическую манеру исполнения, приближая её к традициям народного пения своего края, региона и одновременно учитывая вокальные возможности детей.

Разучивание игровых русских народных песен направлено на создание ситуации, в которой дети узнают приёмы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений и поиск характера звучания голосов в “ролевой игре”. Желательно, чтобы мелодия разучивалась в процессе разыгрывания песни, с поочерёдным включением групп детского хора в соответствии с сюжетом.

Можно разыграть песню “Выходили красны девицы” по ролям и спеть мелодию от имени разных действующих лиц. При этом следует обращать внимание на интонационную выразительность воспроизведения мелодии в зависимости от создаваемого образа (кого изображают дети, чью роль исполняют). (В фонохрестоматии для II класса предложены записи русских обрядовых календарных песен (колядок, масленичных), которые также можно слушать и разучивать на уроках.)

Освоение различных жанров народных песен можно продолжить и в рабочей тетради при исполнении народных песенок “Дождик, дождик”, “Заинька, зайка!”, “Жук, жук, где твой дом?”, “Во поле берёза стояла” (с. 12—13, 19). В процессе работы в рабочих тетрадях над указанными песнями происходит также освоение элементов музыкальной азбуки: такт, тактовая черта, размер такта, длительности нот, ритмический рисунок, фраза, штрихи (legato, staccato), динамические оттенки (f, т, mf), а также элементы формы — запев и припев в двухчастной куплетной песне.

Обращаясь к нотной записи в связи с разучиванием той или иной песни, учащиеся исподволь, постепенно запоминают ноты и другие знаки нотного письма. В целом определённым образом организованная работа над песенным репертуаром, даже простой прибауткой, служит освоению принципов развития музыки, музыкальной драматургии. Переинтонирование, изменение, трансформация одной темы, контрастное сопоставление разных тем, взаимодействие их между собой, конфликтное столкновение — всё это важные вехи развития музыкального мышления детей.


1 Мир музыки. Программно-методический комплекс. (Версия для образовательных учреждений. Адаптировано для работы с интерактивной доской. Автор программы и методического пособия Г. П. Сергеева.) (CD-ROM). — М., 2008.






Для любых предложений по сайту: [email protected]