Картинки с выставки. Музыкальное впечатление - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 2 класс

Задачи урока: знакомство с пьесами из сюиты “Картинки с выставки” М. Мусоргского; накопление интонационно-слухового опыта учащихся, воспитание чувства стиля; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (интерпретация образного содержания музыки, пение, драматизация музыкальных произведений); развитие ассоциативно-образного мышления учащихся; овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между музыкой и изобразительным искусством.

“Картинки с выставки”. Второклассники продолжают знакомство с пьесами из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М. Мусоргского. Можно сказать учащимся, что сюита (франц. suite — ряд, последовательность, продолжение) — музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом и следующих одна за другой по принципу контраста.

С главной темой “Прогулки” из этой сюиты учащиеся познакомились в сопоставлении с “Прогулкой” С. Прокофьева (раздел “День, полный событий”). Теперь на уроке — “в концертном зале” — “прозвучат” контрастные по своему образному строю пьесы: “Богатырские ворота” и “Балет невылупившихся птенцов”, “Избушка на курьих ножках” (“Баба-яга”) и “Лиможский рынок”.

Перед восприятием пьесы “Богатырские ворота” можно спеть тему “Прогулки” в разных вариантах: распевно, подчёркивая её песенность; энергично, подчёркивая маршевую поступь; широко, могуче, торжественно. А если спеть быстро, отрывисто? Не возникнет ли ассоциации с радостным, праздничным звучанием колоколов?

После этого надо послушать и спеть с детьми эту мелодию в ритмически изменённом виде — так, как она звучит в пьесе “Богатырские ворота”. Пусть учащиеся попытаются ответить на вопросы: что же изменилось в звучании — мелодия, ритм, темп, динамика? Что нового придали мелодии “Прогулки” эти изменения? Пусть ребята внимательно всмотрятся в нотную запись “Богатырских ворот” и обратят внимание на “крупные” длительности, динамические оттенки, подчёркивающие именно торжественный характер звучания пьесы. Пьесу “Богатырские ворота” школьники услышат в оркестровке французского композитора XX в. М. Равеля.

Желательно, чтобы каждая из пьес первоначально появлялась не в связи с рисунками В. Гартмана, а как самостоятельное произведение. • Что услышат в пьесе дети? • Какое название дадут ей? • Как нарисуют эту музыку, передавая своё впечатление?

Только после этого целесообразно обратиться к рисункам В. Гартмана, послужившим толчком к созданию музыки. Это жанровые сцены, портретные зарисовки, образы, связанные с народным творчеством (сказкой, преданием, эпосом). Важно, чтобы дети почувствовали, что музыка не изображает своими средствами то, что нарисовал художник, а создаёт свой образ, подчас очень отличающийся от того, что представлено на картине.

“Прогулка”, повторяясь на протяжении всего цикла, служит связкой между отдельными картинками. Характер её звучания иллюстрирует переход “зрителя”1 к следующему экспонату выставки, подсказывает образ следующей за ней картинки. Дети смогут убедиться в этом перед слушанием “Балета невылупившихся птенцов”, музыка которого является контрастом к музыке “Богатырских ворот”.

На основе простого эскиза В. Гартмана к балету, изображающего нескладных “детёнышей-птенцов” в скорлупках, покрывающих их тело, как панцирь, строится шутливотанцевальная сценка (скерцино). В ней сочетаются черты фантастики с изобразительными моментами (интонации “писка птенцов”), подчёркивающими юмористический оттенок балета. Изобразительный характер пьесы становится сразу очевидным для ребят: быстрый темп, высокие звуки (регистры), порхающие, чирикающие интонации. • Почему же М. Мусоргский в названии пьесы поставил уже знакомое учащимся слово “балет”?

Следующие две пьесы из “Картинок с выставки”, с которыми знакомятся дети на развороте “Музыкальное впечатление”, — “Избушка на курьих ножках” (“Баба-яга”) и “Лиможский рынок”. Предложите учащимся представить себя в роли композиторов и по первым тактам — начальным интонациям этих пьес определить, музыка какого характера может “вырасти” из них. Пусть дети на нарисованной или воображаемой фортепианной клавиатуре исполнят начальные интонации этих пьес, в которых спрятаны характеры персонажей и событий, происходящих в них. Это поможет яснее почувствовать музыкальные образы и дать их обобщённые характеристики. После этого можно обратиться к нотной записи, в которой обозначен характер звучания, видны быстрое движение мелких шестнадцатых длительностей в пьесе “Лиможский рынок” и необычная, прерывистая запись мелодии “Избушки на курьих ножках” (громкие аккорды или отдельные звуки чередуются с паузами), и сыграть пьесы ещё раз. Уместно сопоставить со звучанием “Избушки на курьих ножках” рисунок В. Гартмана и рисунки учащихся. Это поможет ответить на вопрос, связанный с музыкой М. Мусоргского: • Композитор иллюстрировал рисунки В. Гартмана или “нарисовал” свои, совершенно иные образы?

Обратившись к образовательным ресурсам Интернета (http://fcior.edu.ru), учащиеся могут самостоятельно провести мини-исследование: познакомиться с историей создания сюиты, послушать отдельные пьесы, посмотреть фрагменты мультфильмов, созданных по пьесам “Избушка на курьих ножках” (“Баба-яга”) и “Балет невылупившихся птенцов”, и др.

После прослушивания пьес можно сравнить их музыкальный язык и передать своё впечатление от музыки в рисунках, выставку которых можно разместить в классе. Отбор детьми выполненных рисунков для выставки происходит в процессе анализа, оценки и взаимооценки их соответствия музыкальному образу. Это служит благодатным материалом для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся.


1 В роли зрителя M. Мусоргский изобразил самого себя: “Моя физиономия в интермедах видна” (интермедия — небольшая пьеса или сцена (от лат. intermedius — находящийся посреди, промежуточный).






Для любых предложений по сайту: [email protected]