Природа и музыка. Печаль моя светла - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Природа и музыка. Печаль моя светла - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ - 2 класс

Задачи уроков: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии — понимания и сопереживания чувствам других людей.

На развороте “Природа и музыка” вниманию учащихся предлагаются картины В. Борисова-Мусатова “Цветущие вишни” и “Осенняя песнь” и Г. Свиридова “Весна. Осень” как две отдельные пьесы — светлая, мажорная и очень тихая, минорная. Интересно будет сопоставить развитие музыки Г. Свиридова с развитием мелодии в “Рассвете на Москве-реке” М. Мусоргского. Если у Г. Свиридова две пьесы представляют собой как бы две картины, где одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем в миноре, то у М. Мусоргского — одна развёрнутая картина наступающего рассвета, в которой спокойная мелодия, звучащая сначала в миноре, многократно видоизменяется, варьируется, постепенно преображаясь в развёрнутую мажорную мелодию, сопровождаемую колокольным звоном, благовестом.

Задание в рабочей тетради на развороте “Природа и музыка” (с. 28—29) аналогично заданию, связанному с “Попутной песней” М. Глинки. Здесь выбор цветового фона прежде всего определяется ладовой окраской музыки. Всего один звук изменён в мелодии, а какой яркий контраст настроений!

Определить художественно-педагогическую идею группы уроков, объединённых чувством любви человека к миру, природе, людям, возможно, помогут слова М. Пришвина: “Природа для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать...” Этому и помогает музыкальное искусство, эмоционально захватывающее, увлекающее детей.

“Печаль моя светла”. Этот урок посвящён лирической музыке, романсам и песням М. Глинки и В.-А. Моцарта. Слова П. Чайковского, приведённые на этом развороте учебника, несомненно, вызовут ассоциацию с его фортепианной пьесой “Песня жаворонка”. Заметим вновь, что учащиеся поют не только указанные здесь песни (“Жаворонок” М. Глинки, “Весенняя песня” В.-А. Моцарта, “Колыбельная” Моцарта — Флисса), но вспоминают и напевают другие произведения, интонации которых отражены в рисунках нот. Это интонации Симфонии № 40 и увертюры к опере “Свадьба Фигаро” В.-А. Моцарта, Песни Баяна и увертюры к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки. Родство этих интонаций несомненно.

Внимание к изменению лада в “Весенней песне” В.-А. Моцарта, мелодия которой строится на звуках мажорного трезвучия, поможет учащимся закрепить понятия “мажор” и “минор”, а главное — почувствовать светлое, мажорное, радостное настроение этой песни. Попутно учащиеся получат представление о знаках альтерации — способах повышения и понижения звуков в нотной записи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]