Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 3 класс

Задачи урока: воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (как личностный и предметный результаты постижения музыки); осмысление интонационной выразительности музыки; воплощение эмоциональных состояний в различных видах музыкально-творческой деятельности (пении, пластическом интонировании и др.); соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

На этих разворотах продолжается знакомство с образами произведений С. Прокофьева. Прогулка озорного мальчика из “Детской музыки” (II класс) проложила путь к запоминающейся Болтунье, доброй Золушке, юной Джульетте.

Песня “Болтунья”, с которой учащиеся познакомились в I классе, построена в виде развёрнутого монолога, напоминающего эпизод из комической оперы. Перед нами возникает портрет школьницы Лиды, без удержу болтающей о своих школьных нагрузках и увлечениях. Это как бы сценка, выдержанная в характере весёлой скороговорки, чередующейся с мелодичным, очень выразительным и убедительно звучащим рефреном.

Интересно сравнить тему (стремительно взлетающая гамма) Джульетты — озорной, резвой девочки (см. с 29 учебника) и тему героя “Прогулки” из “Детской музыки” (оказывается, это та же гамма!).

Данное сопоставление показывает нам “излюбленные музыкальные речения” композитора. Рассматривая их, следует постоянно возвращаться к музыкальному образу произведения, отмечать, что нового открывается для нас в нём. Чрезвычайно важен вопрос: • Как композитор помогает нам “увидеть” и понять человека, с которым мы встретились в его произведении? Так, контрастное сопоставление трёх тем Джульетты (в учебнике представлена нотная запись двух из них) раскрывает богатство её образа, его неоднозначность.

Знакомство с действующими лицами балета “Золушка” поможет учащимся в будущем понять, что драматургия балета основана на противопоставлении двух контрастных сфер: возвышенной любви, честности, сердечной доброты Золушки и её волшебных покровителей и злобы, пошлости и корыстолюбия мачехи и её дочерей. Здесь сталкиваются лирика и гротеск, вдохновенная мечта и грубая житейская проза, романтические порывы и злая насмешка.

“Саму Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас”, — говорил С. Прокофьев. Лирические страницы балета, связанные с характеристикой Золушки, её любви к Принцу, окрашены мягкостью и задушевностью. Метко и выразительно композитор обличает жадную мачеху и двух её сварливых дочерей (в либретто они именуются Кубышкой и Худышкой, в ленинградском варианте спектакля — Злюкой и Кривлякой). Музыка передаёт атмосферу ссор и потасовок, беспричинной злости и зависти. То они дерутся из-за шали, зло топоча ногами, то, капризно жеманясь, готовятся к балу. Карикатурность образов подчёркнута скерцозной ритмикой, графичной, заострённой оркестровкой, пятнами диссонирующих гармоний. Музыка и балетное действие сливаются в едином характерном комическом образе.






Для любых предложений по сайту: [email protected]