Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь - ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ - 4 класс
Задачи урока: систематизация знаний учащихся о роли музыки в жизни людей, определение содержания различных жанров музыки; актуализация музыкально-слуховых представлений школьников о тембрах различных музыкальных инструментов.
Листок шестой “Ярмарочное гулянье” посвящён Святогорским ярмаркам, которые любил посещать А. Пушкин. Эти ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Главной была ярмарка в “девятник” (в девятую пятницу после Пасхи). Святогорская ярмарка в “девятник” была самой большой в уезде по обилию товаров. Чего только здесь не продавали: холст, рыбу, кожу, перо, а также разные лакомства!
Какую же музыку мог слышать поэт на ярмарке? Пастушьи наигрыши на заре, весёлые народные плясовые под балалайку, гармонику, ансамбли ложкарей, звуки шарманки, волынки, напевы и пляски цыган.
Иллюстрацией к этому листку служит картина Б. Кустодиева “Ярмарка”.
Предложите учащимся послушать знакомую “Пастораль” Г. Свиридова, а также пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского (“Мужик на гармонике играет” и “Камаринская”). Многие музыкальные произведения, которые могли бы звучать на ярмарочном гулянье, учащиеся назовут самостоятельно, опираясь на свой слуховой опыт.
На уроке разучите две песни из оперы П. Чайковского “Евгений Онегин”: “Уж как по мосту, мосточку” и “Девицы- красавицы”. Определите жанр этих песен. Подумайте, чем отличаются друг от друга два народных инструмента — волынка и шарманка.
Все музыкальные произведения, о которых шла речь выше, написаны одним композитором, но в то же время очень похожи на подлинно народные мотивы. Они просто и легко запоминаются и разучиваются. Разыграйте эти песни с учащимися в классе.
Листок седьмой. “Святогорский монастырь”.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Из Михайловского Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь, причём, как передают, всегда входил в монастырь через восточные ворота, обращённые в сторону села Михайловского (впоследствии они были названы пушкинскими). По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены которой он испещрял своими стихами. “Придя в Святые Горы в “Девятник”, т. е. в девятую пятницу по Пасхе, когда бывает там ярмарка, — писал Л. Софийский, — Пушкин часто останавливался у святых ворот монастыря, выходящих на запад к слободе Тоболенец, и здесь он прислушивался к пению нищих, распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об Архангеле Михаиле, о Страшном суде и тому подобные канты, а иногда и подпевая им и сам”.
Во вступлении к опере “Борис Годунов” М. Мусоргского, главная мелодия которого записана на с. 55 учебника, учащиеся могут услышать неторопливый рассказ о событиях “седой старины”, интонации русской народной песенности, проникнуться ощущением тревоги за судьбу русского народа.