Композитор — имя ему народ - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! - 4 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Композитор — имя ему народ - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! - 4 класс

Задачи урока: закрепление представлений школьников о роли народной песни в жизни человека, многообразии её содержания; знакомство учащихся с фольклором других народов в сопоставлении с отечественными народными песнями и наигрышами, выявление характерных интонационных и ритмических особенностей народных песен, совершенствование умений и навыков сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фольклора разных стран и народов.

Восприятие мира в народной музыкальной культуре связано с восприятием природы человеком. Песни разных народов мира о природе — повод не только к поиску особенностей выразительного их исполнения, но и к размышлениям о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Так, песни славянских народов — русская “Ты река ль, моя реченька” и белорусская “Реченька” — близки не только по своему жизненному содержанию (река как символ дороги жизни, быстротечности жизни, реченька как живое существо, которому девушка доверяет свои сокровенные мысли о предстоящем замужестве и пр.), но и по интонационному строю: обе — лирические напевные, как бы нарисованы мягкими приглушёнными тонами (минорный лад), переменный размер передаёт в обеих песнях трепетность эмоционального состояния.

Необычность лада (пентатоника) и повторяющееся “зерно-интонация” придают японской песне “Вишня” особый колорит. Раскачивающийся ритм и восторженно-призывные интонации песни “Солнце, в дом войди” и вечерняя умиротворённость, закруглённость линий, ладовая переменность песни “Светлячок” отличают друг от друга эти две грузинские народные песни. Сопровождение в узбекской песне “Аисты” передаёт курлыканье птиц. Интонации колыбельных (неаполитанской и английской) близки друг другу своей напевностью, мягкостью, но в каждой из этих песен есть своё характерное состояние души, которое находит выражение в их музыкальном языке. Остановимся на некоторых приёмах разучивания народных песен этого раздела.

В белорусской народной песне “Реченька” можно выделить нисходящую (секундовую) интонацию, которая часто повторяется в мелодии. Общее нисходящее направление движения мелодии во фразах также усиливает печальный, задумчивый характер. Пение с ориентацией на нотную запись и по слуху даёт повод отметить тонические устойчивые завершения большинства музыкальных фраз. Именно частые повторения звука “ми” (тоники) вносят в песню некоторую монотонность, безысходность.

Для того чтобы показать детям равноправие голосов в народной песне, можно разучивать с ними каждый голос отдельно, чередовать исполнение партий первого голоса со вторым, на первоначальном этапе работы над песней попытаться выстраивать лишь двухголосные каденции. Диалоговое строение песен определяет их исполнение группами хора, солистами, хором (припев).

На примере разучивания узбекской народной песни “Аисты” можно обратить внимание на мелодику повторяющихся фраз и их варьирование, изменение. Именно этот приём характерен для большинства народных песен. Эту песню лучше разучивать сначала без сопровождения, настраивая ребят в основной тональности. Когда звучание в унисон всего класса будет интонационно точным и выразительным, можно попытаться исполнить песню с сопровождением, которое в первых двух фразах поддерживает основную мелодию, а в двух последующих даёт лишь гармоническую основу.

Для того чтобы учащиеся почувствовали неповторимость музыкальных образов народных песен, рекомендуется использовать метод сходства и различия как основной приём работы над выразительностью исполнения песен и осознанием отличительных особенностей музыкальной речи. Конечно, учитель вправе выбирать те образцы песенного фольклора, которые предлагаются в хрестоматии музыкального материала, а также привлекать песни безымянных авторов, которые помещены в учебниках предыдущих классов. Напомним, что в IV классе уже шёл разговор о том, как рождается в народе песня (“Как сложили песню”), как она сопровождает человека всю жизнь (картина К. Петрова-Водкина “Полдень”), как “жизнь даёт для песни образы и звуки”, как благодаря историческим песням и былинам (“Былина об Илье Муромце”) в памяти народной остаются имена его защитников, славных воинов, как звучит песня на народных праздниках (“Родной обычай старины” — песня волочебников), как бережно сохраняет народ творческое наследие своих гениев (народные песни “Сквозь волнистые туманы”, “Зимний вечер” на стихи А. Пушкина) и др. Многие народные песни, напевы, инструментальные наигрыши дошли до нас именно в обработке профессиональных композиторов.

Одним из образцов обращения к народному фольклору является новое для четвероклассников сочинение — хор “Ты воспой, жавороночек” из “Курских песен” Г. Свиридова. Композитор отобрал из сборника народных песен Курской области, записанных известной русской фольклористкой А. Рудневой, старинные песни, связанные с традициями крестьянского быта, и на их основе в 1964 г. сочинил “Курские песни” — кантату для смешанного хора и симфонического оркестра. Большинство песен кантаты основаны на древнем звукоряде, придающем музыке особое звучание. Песня “Ты воспой, жавороночек” (№ 2) — это закликание весны, ликующее прославление света, пробуждающейся жизни.

Перед прослушиванием хора “Ты воспой, жавороночек” можно предложить учащимся спеть с ориентацией на нотную запись его главную мелодию.

Сразу становятся очевидными простота и запоминаемость мелодии, постепенное движение к вершине, постоянное повторение интонаций и поэтического текста, характерный для народного песенного творчества “обрыв”, недосказанность слова. Используя метод разрушения, предложите детям спеть эту мелодию по-разному: как светлую, мечтательную лирическую песню или как энергичный, жизнерадостный призыв. После этого можно послушать в записи только первоначальные такты оркестрового вступления (челеста и арфа в нём изображают звонкоголосое пение жаворонка). • Какой вариант исполнения должен появиться вслед за таким вступлением — лирическая песня или песня-призыв, песня — гимн весне? Разноплановость “слышания” и исполнения этой мелодии поможет учащимся ощутить свиридовское прочтение её в кантате.

Работа с этим произведением Г. Свиридова даёт повод вспомнить с ребятами уже знакомые им сочинения, в которых запечатлён образ жаворонка как символа русской природы (народные веснянки, романсы “Жаворонок” М. Глинки, “Звонче жаворонка пенье” Н. Римского-Корсакова).

Усилить образный строй урока может поэтичная сказка В. Сухомлинского “Жаворонок”:

“Лежит под снегом серый комочек земли. Пригрело всё солнышко, растаял снег, зазвенели ручейки, из комочка земли родилась маленькая птичка. Поднимается в голубое небо, летит к солнцу, поёт песню, приветствует свою мать-землю и вечный источник жизни — Солнце. Ловит тоненькие, как паутинка, серебряные лучи, играет на них, как на струнах, и сыплется на землю песня. Слушает дивную мелодию земля, слушают зелёные стебельки трав, слушают весенние цветы, слушают люди”.

С Концертом № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского (1875) учащиеся уже встречались на страницах учебника для II класса. Они познакомились с музыкой первой части, узнали о Международном конкурсе исполнителей имени П. И. Чайковского, проходящем в Москве раз в четыре года, о первом его лауреате среди пианистов — американце В. Клиберне.

Раскрывая идею народно-песенных истоков в творчестве русских композиторов, можно сказать, что композитор задумывал этот фортепианный концерт как “общее достояние публики” благодаря включению в него подлинных народных мелодий. Так, в 1-й части концерта звучит напев, который П. Чайковский записал на Украине у лирников — слепых бродячих певцов, сопровождающих игрой на лире пение духовных стихов. Ещё раз следует обратиться к началу 1-й части и вспомнить призывный, запоминающийся мотив валторны, победно вздымающиеся аккорды фортепиано. В середине 2-й части концерта П. Чайковский использовал популярный в то время мотив французской песенки в ритме вальса. Исполнение украинской народной песни-заклички “Веснянка” поможет учащимся вспомнить её звучание в 3-й части Концерта № 1 П. Чайковского. Вновь можно привлечь внимание детей к тому, как композитор выделяет в этой музыке танцевальные черты, используя при этом форму вариаций — наиболее распространённую в народном вокальном и инструментальном творчестве.

Этот концерт, по словам Б. Асафьева, “гениальный по симфоническому взлёту мысли и щедрости звукоидей”, стал одним из самых любимых произведений как в России, так и за её пределами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]