Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год
Народные праздники. Троица - ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! - 4 класс
Задачи урока: знакомство с особенностями народных обычаев празднования Троицы, знаково-символическими элементами народных обрядов; совершенствование умений вокальных импровизаций на заданный текст, “разыгрывания” несложных обрядовых действий; понимание значения смысла религиозного праздника Троица; смысловое чтение, анализ художественных особенностей иконы “Троица” Андрея Рублёва и осознание её общечеловеческой значимости.
“Народные праздники”. Завершает фольклорный раздел обращение к празднику Троицы и его прочтению в рассказе С. Романовского и в иконописных образах “Троицы” Андрея Рублёва.
На уроке, который познакомит учащихся с обычаями празднования Троицы на Руси, могут быть разучены и разыграны троицкие песни: “Ты, берёзка”, “Посею я лён”, “Как у бабушки козёл”; спета и исполнена хороводом песня “Во поле берёза стояла”, сочинена и пропета в импровизационной цепочке (один ученик поёт первую строчку, другой — следующую и т. д.) песня “Берёзонька кудрявая”, а также те песни, которые бытуют в той местности, где живут учащиеся.
Активное участие в исполнении народных песен и инструментальных наигрышей должно формировать у школьников понимание двух отличительных особенностей фольклора: во-первых, импровизационность — свобода воспроизведения мелодий, ритмов, поиск выразительности звучания голосов, сочетание сольного, группового, коллективного (“всем хором”) исполнения; во-вторых, вариационность, разнообразные приёмы развития музыкальной мысли, которые часто находят своё выражение в форме вариаций.
“Троица”. Предложите учащимся после прочтения рассказа С. Романовского “Троица” выделить в нём ключевые слова и выражения, в которых объясняется общечеловеческая значимость иконы “Троица” Андрея Рублёва.