Годы странствий - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 4 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Годы странствий - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 4 класс

Задачи урока: продолжение знакомства с произведениями разных жанров и форм вокальной, инструментальной и симфонической музыки в творчестве отечественных композиторов (баркарола, фантазия, романс); осознание всеобщности музыкального языка, идеи, того, что между музыкой разных народов нет непереходимых границ; совершенствование умений пластического интонирования и инструментального музицирования (индивидуального, ансамблевого, коллективного).

Этот разворот учебника на примерах романса “Венецианская ночь”, симфонической фантазии “Арагонская хота” М. Глинки и пьесы “Баркарола” (“Июнь”) из цикла “Времена года” П. Чайковского ещё раз подтверждает мысль о том, что музыкальный язык интернационален, не требует перевода, что интерес русских композиторов к музыке других народов породил множество сочинений, которые стали жемчужинами русской музыкальной классики.

Романс-баркарола “Венецианская ночь” уже знаком учащимся — они слушали его в разделе “День, полный событий”. Повторное обращение к нему может закрепить в их сознании средства выразительности, свойственные жанру баркаролы (итал. barcarola, от bаrса — лодка): мягкое, колеблющееся движение выразительной мелодии, неизменный, однообразный ритмический рисунок сопровождения, изображающий покачивание водной глади. Восторженное любование красотой ночного пейзажа (можно напомнить им “Ноктюрн” из Квартета № 2 А. Бородина) рождает в сознании слушателей покой и умиротворение, а также множественные зрительные ассоциации. • Что представляют дети, слушая эту музыку?

Примером инструментальной баркаролы может служить пьеса из фортепианного цикла “Времена года” П. Чайковского с одноимённым названием. “Баркарола”, по мнению композитора, созвучна июню. Послушав пьесу, обратите внимание детей на выразительную певучую мелодию, в которой слышны интонации неспешного разговора, диалога. В волнообразном движении мелодии нисходящие интонации придают музыке печальный характер. Пусть ребята вслушаются в звуки сопровождения и подумают, игре на каком известном музыкальном инструменте подражает П. Чайковский. Конечно, звучание фортепиано напоминает нам переборы гитары.

Можно предложить учащимся сравнить эти две пейзажные зарисовки и найти то, что их различает: разное настроение передано композиторами при помощи разных ладов: мажора — у М. Глинки, минора — у П. Чайковского.

Примером обращения русского композитора к традициям музыкальной культуры другой страны, в данном случае Испании, может служить “Арагонская хота” М. Глинки.

Прослушав фрагмент “Арагонской хоты”, учащиеся смогут выделить главное свойство этой музыки — танцевальность, а также отметить изящность звучания струнных инструментов, исполняющих её главную тему. Для лучшего восприятия танцевального характера “Арагонской хоты” школьники могут принять участие в исполнении музыки с помощью таких инструментов, как бубен, треугольник, кастаньеты и пр. Можно дать учащимся задание самим выбрать инструменты для ритмического аккомпанемента.

Таким образом, в исполнительском плане 1-й и 3-й частей могут быть выделены как бы две партии, которые одновременно исполнят разные группы учащихся.

Предлагаем возможный вариант исполнительского плана: услышав в музыке 1-й части хоты акцентированные доли, отметить их лёгким притопом каблука или ударом по барабану:

Определив в каждой фразе вершины-кульминации (или логические ударения), подчеркнуть их хлопками в ладоши или ударами в бубен:

Яркие акценты в музыке средней части, как бы изображая кружение, можно подчеркнуть щелчками пальцев, имитируя звучание кастаньет; фразировку — танцевальными движениями рук (девочки — I и II групп); сильные доли — пружинящими притопами каблуков, а акцентированные аккорды в каждой фразе — хлопком или ударом в бубен (мальчики — III и IV групп).

Такая увлекательная форма исполнения “Арагонской хоты” поможет детям ещё глубже прочувствовать национальный испанский колорит музыки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]