Русский Восток - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 4 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Русский Восток - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 4 класс

Задачи урока: формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Не менее ярко представлено в музыке русских композиторов интонационное своеобразие и музыки других народов. Начиная с М. Глинки, в русской музыке впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла своё отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Достаточно назвать персидские напевы в операх М. Глинки и М. Мусоргского, симфоническую картину “Шехеразада” Н. Римского-Корсакова.

“Сезам, откройся!”. Учащимся можно предложить найти характерные движения и, вокализируя, “исполнить” “Пляску персидок” из оперы “Хованщина” М. Мусоргского, разучить “Персидский хор” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки, который звучит в волшебном замке Наины.

Мелодико-ритмическое своеобразие в полной мере можно ощутить, исполняя названные фрагменты с ориентацией на нотную запись в учебнике. Сочетание разнообразных длительностей, пунктирного и синкопированного ритма, витиеватость и затейливость звуковысотной линии мелодии, в которой, так же, как и в русской музыке, часто встречаются распевы, но роль их здесь иная — они как бы украшают, расцвечивают мелодию. Изящество оркестровых приёмов, богатство тембровых красок (струнные, фагот, флейта, кларнет), вариационное развитие сопровождения, например в “Персидском хоре” М. Глинки, дети смогут почувствовать, вслушиваясь в оркестровое, хоровое звучание музыки. • Так ли развивалась музыка в песне Марфы в опере М. Мусоргского? • Какие различия отметят ребята?

“Восточные мотивы”. Здесь представлена музыка Арама Ильича Хачатуряна (1903—1978). Необходимо обратить внимание на своеобразие колорита, линий, орнамента (которые учащиеся увидят на картине М. Сарьяна “Армения”, в эскизе декораций Л. Бакста) и перекличку их с особенностями музыки балета “Гаянэ”.

Музыка этого балета А. Хачатуряна органично связана с музыкальной культурой закавказских народов и больше всего родного ему армянского народа. Композитор вводит в балет несколько подлинных народных мелодий, среди которых “Русская пляска”, украинский “Гопак”, армянский женский танец “Узундара”, получившие свободное, широкое симфоническое развитие.

Слушая в записи “Колыбельную Гаянэ”, интересно выявить (обобщить) с ребятами важные особенности как русской, так и восточной музыки. Если о русской музыке мы говорили, что вся она песенна, то, к примеру, армянская народная песня чрезвычайно танцевальна, для неё характерны ритмы танца. Именно поэтому так естественно звучит песенно-танцевальная мелодия “Колыбельной”, которую можно разучить с детьми.

Нежно, ласково и вместе с тем грустно звучит песня, мелодию которой в оркестре играют сначала флейта, затем скрипки. Мелодия варьируется, приобретает всё более широкое звучание. На страницах учебника ребята увидят не только нотную запись мелодии, но и характерные интонации сопровождения. Они выписаны на одной нотной строке. Надо попытаться вычленить мелодию, разучивая её с классом не только на слух, но и с названиями нот, а также увидеть мерную ритмическую фигуру на одном звуке, которую в оркестре играют фагот и арфы (первоначально этот равномерно повторяющийся звук имеет убаюкивающий, успокаивающий характер, но по мере развития ритмически мерный бас придаёт музыке драматический характер). Вероятно, учащиеся заметят и необычное завершение фраз — светлое октавное звучание колокольчиков, которое ребята могут включить в собственное исполнение мелодии, подражая ему игрой на треугольнике.

О том, что это не просто песня, а фрагмент балета — сценического произведения, говорят особенности развития музыки. Колыбельной предшествует мерная (баюкающая) вступительная мелодия гобоев, которая связана со скорбными, драматическими темами Гаянэ, да и сама мелодия постепенно приближается к драматическому монологу: внешнее действие сочетается с показом душевной драмы героини.

Завершается балет праздником, где звучат самые разные танцы. Среди них и знаменитый “Танец с саблями”, энергичный, темпераментный, показывающий силу, удаль, ловкость, что характерно для народных праздников. Предложите учащимся самостоятельно ответить на вопросы, поставленные в учебнике, отметив характерные черты этого танца, средства выразительности, оттеняющие его особенности: равномерный, волевой ритм, как бы скандирование мелодии в быстром темпе, звонкие и резко акцентированные оркестровые аккорды. Это воспроизводит быстрые ритмичные движения, сабельные удары. Обратите внимание детей на особенности построения (трёхчастность формы) этого танца.

Предложите учащимся воспроизвести образ танца в форме инструментального музицирования и пластической композиции.






Для любых предложений по сайту: [email protected]