Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 4 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 4 класс

Задачи урока: осознание значения творчества исполнителей (пианистов, вокалистов, дирижёров) для развития музыкальной культуры России; воплощение музыкальных образов русских и зарубежных композиторов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальных и инструментальных произведений; аргументации выбора полюбившихся исполнительских интерпретаций; понимание интонационного своеобразия музыкальных сочинений; осознание арт-терапевтического воздействия музыки.

На развороте “Мастерство исполнителя” учащиеся увидят известных музыкантов-исполнителей. Желательно, чтобы учитель, составляя сценарный план урока, нашёл определённую последовательность музыкальных произведений, проблемных вопросов, активных форм музицирования, что помогло бы детям убедиться в значимости чуткого проникновения в мир музыкальных образов, творческого вдохновения, технической виртуозности.

“В интонации спрятан человек”1. Это тема, в которой акцент ставится на индивидуальное своеобразие воплощения музыкальных образов отдельным композитором с опорой на возможности музыкального языка, благодаря которому создаются самые разные образы.

“Четыре... ноты стали девизом бесконечного разнообразия человека, его неукротимого желания творить новое и утверждать свою индивидуальность.

Повесьте это над вашим письменным столом: это более действенный девиз, чем УЛЫБАЙТЕСЬ или ДУМАЙТЕ. Он говорит нам: РАДУЙТЕСЬ!”

Слова эти принадлежат американскому композитору и дирижёру Леонарду Бернстайну. • Как поймут их дети? • Какая связь между четырьмя нотами и девизом “Улыбайтесь! Думайте! Радуйтесь!”?

Обратившись к четырём нотам, выписанным на этом развороте учебника, и услышав музыкальные сочинения, начальные такты которых также записаны здесь, учащиеся смогут убедиться в том, до каких удивительно различных музыкальных форм они могут развиться, какое изобилие музыкальных мыслей они способны выразить.

Пусть учащиеся задумаются над тем, что имеется всего лишь 12 разных нот, которые составляют хроматическую гамму и из которых возник целый океан разных музыкальных произведений. При этом не существует и двух совершенно одинаковых сочинений. • Можем ли мы хотя бы приблизиться к тому творческому процессу, в результате которого совершаются подобные чудеса? • Какие существуют возможности мелодических сочетаний этих тонов?

Возвращаясь к знакомому инструменту — фортепиано, мы обнаружим, что на клавиатуре рояля эти 12 тонов повторяются снова и снова, более чем в семи регистрах — басовом, теноровом, в регистрах меццо-сопрано, сопрано и ещё на две октавы выше сопранового и ниже басового. Математики подсчитали, что максимально возможное количество комбинаций из 12 нот приближается к числу, выражающемуся 106 знаками (фактически это круглое число представляет собой 127 в сопровождении 103 нулей). Это астрономическое число возможных мелодических комбинаций, без единого повторения какой бы то ни было ноты в каждом примере. А как необычайно расширяется число возможных мелодических комбинаций, если принять в расчёт ритмическое разнообразие, не говоря уже о целом ряде темпов, о бесчисленных оркестровых красках, вокальных тембрах...

• Так могут ли иссякнуть мелодии? Всё это “открывает в музыкальной Вселенной галактику за галактикой, границы которой не поддаются исчислению... Царство музыки — бесконечность”, где каждый композитор ищет свой материал, свой способ его отбора и формирования2.

В искусстве важно всё до мельчайших деталей. “Чуть- чуть” изменили штрихи: вместо legato спели staccato — и мелодия преобразилась — из задушевной превратилась в весёлую, озорную. А если изменить динамику, лад, регистр, то она может измениться до неузнаваемости. Переинтонирование гаммы — пение её с разными штрихами, с разной силой звучания, в разных темпах, с делением на группы — поможет осознать значение каждого из названных средств выразительности в создании и переосмыслении образа.

• А какие музыкальные образы мы услышали в мелодии М. Глинки, построенной на нисходящей гамме? • В музыке Джульетты-девочки С. Прокофьева? • В теме из балета “Спящая красавица” П. Чайковского? • В мелодии русской народной песни “Вспомним, братцы, Русь и славу”? • Какие мелодии, аналогичные названным или построенные на какой-либо иной интонации, ребята вспомнят ещё?

Здесь учащиеся вновь обращаются к Патетической сонате Л. Бетховена. При этом учитель имеет в виду освоение музыкальной драматургии произведения: учащимся важно не только увидеть, как из одного и того же мотива вырастает самая разная музыка, но, вспоминая музыку 1-й части сонаты, проследить за развитием интонации вступления и сравнить её с рондо 3-й части сонаты.


1 Аналогичная тема в рабочей тетради III класса — “Чудесные превращения”.

2 См.: Бернстайн Л. Музыка — всем. — Л., 1978.






Для любых предложений по сайту: [email protected]