Принцип радиосвязи - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ - Поурочные разработки по физике к учебнику С. В. Громова - Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока

Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс

Принцип радиосвязи - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ - Поурочные разработки по физике к учебнику С. В. Громова - Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока

Цель: показать практическое применение электромагнитных волн.

Ход урока

I. Повторение. Беседа

1. Опишите устройство и принцип действия вибратора Герца.

2. С помощью чего Герц регистрировал электромагнитные волны?

3. Чему равна скорость электромагнитных волн в вакууме? Зависит ли она от системы отсчета?

4. Чем отличаются электромагнитные волны от других?

5. Под каким углом друг к другу направлены в электромагнитной волне векторы Е и В?

6. Что такое интенсивность волны?

7. Какая из характеристик волны не меняется при ее переходе из одной среды в другую?


II. Изучение нового материала

Дж. Максвелл теоретически показал возможность существования электромагнитных волн.

Г. Герц в 1888 г. экспериментально доказал существование электромагнитных волн.

7 мая 1859 г. А. С. Попов демонстрировал прибор на заседании Русского физико-химического общества. Дальность - 250 м (в 1899 г. - 20 км, 1901 г. - 150 км.

Принцип действия радиотелефонной связи (см. на рис. 23):

1. Задающий генератор (генератор высокой частоты) вырабатывает гармонические колебания высокой частоты ВЧ (несущая частота более 100 тыс. Гц).

2. Микрофон преобразовывает механические звуковые колебания в электрические той же частоты.

3. Модулятор изменяет (модулирует) их частоту или амплитуду в высокочастотные колебания с помощью электрических колебаний низкой частоты НЧ.

4. Усилитель высокой и низкой частоты УВЧ и УНЧ усиливает их мощности в высокочастотные и низкочастотные электрические колебания.

5. Передающая антенна излучает модулированные электромагнитные волны.

6. Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигшая приемной антенны, индуцирует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.

7. УВЧ.

8. Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.

9. УНЧ.

10. Динамик преобразует электромагнитные колебания в механические звуковые колебания.


image27


Детекторный радиоприемник (см. рис. 24) состоит из колебательного контура, антенны, детектора (диода), конденсатора постоянной емкости, телефона.

В контуре принятая волна возбуждает модулированные колебания. Конденсатор переменной емкости настраивает контур на резонанс с принятой радиоволной. Модулированные колебания ВЧ поступают на детекторный каскад. После прохождения детектора составляющая тока ВЧ идет через конденсатор постоянной емкости, а составляющая тока НЧ идет на обмотки катушек телефона, вызывающие колебания мембраны с той же звуковой частотой.


image29


III. Повторение. Беседа

1. Что называют радиосвязью?

2. Начертите блок-схему радиопередатчика и объясните назначение каждого блока.

3. Начертите блок-схему радиоприемника и объясните назначение каждого блока.

4. Что называют модуляцией? Какие виды модуляции вы знаете?

5. Что называют детектированием?

6. Начертите схему детектора приемника, опишите его устройство и принцип работы.


Лабораторная работа 4 «Сборка простейшего радиоприемника»


Оборудование: набор блоков для сборки транзисторного радиоприемника.

Задание: соберите радиоприемник из блоков колебательного контура, детектора, усилителя низкой частоты и телефона. По известным значениям индуктивности катушки и электроемкости конденсатора колебательного контура определите частоту, на которой работает передающая радиостанция.

Ход работы

1. Собрать действующую модель по схеме (см. рис. 25).


image28


Подключите к колебательному контуру антенну. К усилителю низкой частоты подключите источник питания.

2. Вращением ручки измените емкость переменного конденсатора до настройки в резонанс с частотой передающей радиостанции. Определите электроемкость конденсатора С, по найденному значению электроемкости и известному значению индуктивности катушки определите частоту, на которой работает передающая радиостанция.

3. Подключая УВЧ, исследуйте его влияние на качество работы приемника.


Домашнее задание

П. 100. Задача 452.






Для любых предложений по сайту: [email protected]