Физика - Поурочные планы к учебникам Г. Я. Мякишева, С. В. Громова и В. Л. Касьянова 10 класс
Лабораторная работа «Изучение равномерного движения» - ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
Цель: изучить равномерное движение
Ход урока
В качестве равномерно движущегося тела используем пузырек воздуха в трубке с водой. Сначала следует проверить, как движется пузырек воздуха в трубке (равномерно или неравномерно), а затем определить скорость его движения при разных наклонах трубки.
Приборы и материалы: стеклянная трубка длиной 20-25 см и диаметром 7-8 мм, заклеенная с обеих сторон пластилиновыми пробками; миллиметровая линейка длиной 25 см; брусок небольшого размера или обычный ластик; бумажные ленты соответствующей длины; два резиновых колечка; метроном (один на весь класс).
Задание 1. Доказать, что воздушный пузырек движется равномерно.
На линейку положить бумажную ленту, а сверху - трубку с водой. (Трубка должна заполняться водой так, чтобы в ней обязательно оставался небольшой пузырек воздуха.) Закрепите эту систему (линейка, бумажная лента, трубка с водой) резиновыми колечками. Слегка постучав по линейке, добейтесь отделения пузырька от пластилина. Затем, расположив линейку горизонтально, начинайте слегка приподнимать один конец. Пузырек при этом доложен расположиться в противоположном конце трубки. (Прилипание пузырька к пластилину исключено.) Приподнятый конец линейки положите на небольшой брусочек или ластик, который должен лежать плашмя. Когда система окажется в спокойном состоянии под наклоном, пузырек начнет медленно перемещаться (плыть) вверх.
Включите метроном и с каждым его ударом отмечайте положение воздушного пузырька на бумажной ленте.
Снимите бумажную ленту и проведите вдоль нее ось координат (например, ось ОХ), предварительно выбрав начало отсчета. Определите координату каждой отметки. Данные занесите в таблицу.
t, c |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5... |
х1, см |
0 |
|
|
|
|
|
х2, см |
0 |
|
|
|
|
|
На осях координат x/(t) постройте график движения пузырька воздуха. Проследите за тем, чтобы экспериментальные точки были возможно ближе к графику. Проверьте, выполняются ли в данном случае определения равномерного движения. Вычислите скорость движения пузырька воздуха.
Задание 2. Сравнить скорости движения пузырька воздуха при разных наклонах системы.
Проделайте эксперимент, положив брусочек не плашмя, а на боковую грань. Увидите, что пузырек воздуха в этом случае передвигается быстрее. По ударам метронома отмечайте на бумажной ленте положение пузырька воздуха. Данные занесите в таблицу (см. задание 1).
На тех же осях координат постройте график движения. Сравните наклоны графиков в первом и втором опытах. Вычислите скорость движения пузырька воздуха. Оцените погрешности координат и скоростей.
Домашнее задание
Повторить п. 9, п. 10. задачи 3,4.