Физика 11-й класс - Подготовка к всероссийским проверочным работам - 2017 год
ОТВЕТЫ - ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС
Задания 2, 4-7, 9-11, 13-17 считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом.
Выполнение каждого из заданий 4-7, 9-11, 14, 16 и 17 оценивается 1 баллом. Выполнение каждого из заданий 2, 13 и 15 оценивается 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в одном из элементов.
Вариант 1 с указаниями к оцениванию
№ задания |
Ответ |
2 |
24 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
4 |
Вставлены слова в следующей последовательности: увеличивается уменьшается не изменяется |
5 |
Брусок С |
6 |
235 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
7 |
Показания электрометра А: 1,5 Показания электрометра Б: 1,5 |
9 |
3 → 2 → 1 |
10 |
Уран (возможен ответ U, U||5) |
11 |
Допускается любая запись ответа, указывающая на показания и учитывающая погрешность измерения A) (13 ± 1) кН Б) от 12 кН до 14 кН B) 12 кН < F < 14 кН |
13 |
24 |
14 |
Разогрев водосодержащих веществ электромагнитным излучением (ИЛИ энергия электромагнитных волн превращается в энергию движения молекул) |
15 |
23 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
16 |
Скорость движения по орбите вокруг Солнца |
17 |
225 суток (возможен ответ 224) |
Задание 1
Возможный ответ |
||
Название группы понятий |
Перечень понятий |
|
Физические величины |
длина, напряжение, скорость |
|
Физические явления |
плавление, капиллярный эффект, фотоэлектрический эффект |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
|
Верно заполнены все клетки таблицы |
2 |
|
Верно указаны названия групп понятий, но допущено не более двух ошибок при распределении понятий по группам. ИЛИ Приведено верное распределение по группам, но допущена ошибка в названии одной из групп |
1 |
|
Другие случаи, не удовлетворяющие критериям на 2 и 1 балл |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
|
Задание 3
Возможный ответ |
|
Верно изображены четыре силы: сила тяжести, сила реакции опоры, сила тяги и сила трения. (Сила Архимеда, действующая со стороны воздуха, не учитывается.) При этом: — модули векторов силы тяжести и силы реакции опоры примерно одинаковы по величине; — модуль силы тяги больше модуля силы трения. Указано верное направление вектора ускорения (по направлению силы тяги) |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Верно изображены все силы и направление ускорения |
2 |
Изображены все силы, но соотношение их величин указано неверно. ИЛИ Изображены только две силы (сила тяги и сила трения) с верным соотношением величин, а также направление ускорения |
1 |
Другие случаи, не удовлетворяющие критериям на 2 и 1 балл |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 8
Возможный ответ |
|
Используется закон Ома: U = IR. Определяем сопротивление утюга: Определяем силу тока: Ответ: 3,175 А. ИЛИ U = IR R = 220 : 5,5 = 40 (Ом) I = 127 : 40 = 3,175 (А) Ответ: 3,175 А. |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Записана верная формула для вычисления силы тока, и получен верный ответ с указанием единиц измерения |
2 |
Записана верная формула, но допущена ошибка в математических преобразованиях или расчётах |
1 |
Другие случаи, не удовлетворяющие критериям на 2 и 1 балл |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 12
Возможный ответ |
|
1. Используется установка, изображённая на рисунке: нить определённой длины, один из грузов и секундомер. 2. К нити подвешиваем груз и измеряем время 10 колебаний. Полученное время делим на количество колебаний и получаем период. 3. К нити другой длины подвешиваем тот же груз и повторяем измерения периода. Можно провести аналогичные измерения, изменяя длину нити. 4. Полученные значения периодов сравниваются. |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Описана экспериментальная установка. Указан порядок проведения опыта и ход измерения периода колебаний |
2 |
Описана экспериментальная установка, но допущена ошибка либо в описании порядка проведения опыта, либо в проведении измерений |
1 |
Другие случаи, не удовлетворяющие критериям на 2 и 1 балл |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 18
Возможный ответ |
|
1. Нельзя, так как метеоры видны только при движении в атмосфере, а на Луне атмосферы нет. 2. У Луны отсутствует атмосфера. Космические тела, падающие на поверхность Луны, в процессе падения не будут нагреваться (и светиться) из-за отсутствия сил трения. |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок |
2 |
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным. ИЛИ Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован |
1 |
Другие случаи, не удовлетворяющие критериям на 2 и 1 балл |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Вариант 2
Задание 1
Возможный ответ |
|
Название группы понятий |
Перечень понятий |
Физические величины |
температура, скорость, заряд |
Физические явления |
теплопередача, броуновское движение, интерференция |
№ задания |
Ответ |
2 |
15 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
3 |
|
4 |
Вставлены слова в следующей последовательности: уменьшается увеличивается не изменяется |
5 |
Брусок С |
6 |
136 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
7 |
Показания электрометра А: 1,5 Показания электрометра Б: 1,5 |
8 |
Возможный ответ: U = IR R = U1: I1 = 120 : 6 = 20 (Ом) I2 = U2 : R = 220 : 20 = 11 (A) Ответ: 11 А. |
9 |
1 → 3 → 2 |
10 |
Нептуний |
11 |
Возможные ответы: A) (7,5 ±0,5) А Б) от 7 А до 8 А B) 7 A < F < 8 A |
12 |
Возможный ответ: 1. Используется установка, изображённая на рисунке: динамометр, один из грузов и линейка. 2. К пружине подвешиваем груз и измеряем расстояние, на которое сдвинулась стрелка динамометра. 3. К пружине подвешиваем 2 груза и повторяем измерения растяжения пружины. 4. Проводим аналогичные измерения, добавляя по одному оставшиеся грузы. 5. Полученные значения растяжений сравниваются. Можно построить график зависимости величины растяжения пружины от приложенной силы. |
13 |
14 |
14 |
Деформация пьезоэлемента в электрическом поле (ИЛИ механические колебания пьезоэлемента в переменном электрическом поле) |
15 |
35 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
16 |
Расстояние до Солнца |
17 |
17 часов |
18 |
Нельзя, так как на Меркурии нет спутников. |
Вариант 3
Задание 1
Возможный ответ |
|
Название группы понятий |
Перечень понятий |
Физические величины |
ускорение, энергия, плотность |
Единицы измерения величин |
метр, грамм, ампер |
№ задания |
Ответ |
2 |
14 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
3 |
|
4 |
Вставлены слова в следующей последовательности: уменьшается увеличивается не изменяется |
5 |
Брусок D |
6 |
145 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
7 |
Показания электрометра А: 3,5 Показания электрометра Б: 3,5 |
8 |
Возможный ответ: Р = I ∙ U I = Р : U = 5 : 12 ≈ 0,42 (А) Ответ: 0,42 А. |
9 |
3 → 2 → 1 |
10 |
Нейтрон |
11 |
Возможные ответы: A) (731 ± 1) мм рт. ст. Б) от 730 мм рт. ст. до 732 мм рт. ст. B) 730 мм рт. ст. < Р < 732 мм рт. ст. |
12 |
Возможный ответ: 1. Используется установка, изображённая на рисунке: динамометр, брусок с одним из грузов и гладкая доска. 2. К динамометру прикрепляем брусок (предварительно нужно измерить его массу) и измеряем силу, необходимую для движения бруска. Опыт повторяем 5 раз и вычисляем среднее значение. 3. На брусок устанавливаем груз и повторяем измерения силы трения. 4. Проводим аналогичные измерения, добавляя по одному оставшиеся грузы. 5. Полученные значения силы сравниваются. Можно построить график зависимости силы трения от массы тела. |
13 |
42 |
14 |
При отражении света от двух перпендикулярных зеркал направление луча света меняется на противоположное. |
15 |
25 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
16 |
Удельное сопротивление |
17 |
34 |
18 |
Нельзя, так как медицинским термометром измеряют температуры от 35 °С до 42 °С, а при таких температурах медь находится в твёрдом состоянии. |
Вариант 4
Задание 1
Возможный ответ |
|
Название группы понятий |
Перечень понятий |
Физические величины |
масса, сила тока, теплота плавления |
Единицы измерения величин |
джоуль, паскаль, киловатт |
№ задания |
Ответ |
||
2 |
23 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
||
3 |
|||
4 |
Вставлены слова в следующей последовательности: уменьшается увеличивается не изменяется |
||
5 |
Брусок А |
||
6 |
135 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
||
7 |
Показания электрометра А: 1,5 Показания электрометра Б: 1,5 |
||
8 |
Возможный ответ: P = I ∙ U I = Р : U = 1500 : 220 ≈ 6,8 (А) Ответ: 6,8 А. |
||
9 |
2 → 1 → 3 |
||
10 |
Протон |
||
11 |
Возможные ответы: A) (761 ± 1) мм рт. ст. Б) от 760 мм рт. ст. до 762 мм рт. ст. B) 760 мм рт. ст. < Р < 762 мм рт. ст. |
||
12 |
Возможный ответ: 1. Используется установка, изображённая на рисунке: динамометр, нитка с одним из грузов и мензурка с водой. 2. Измеряем объём воды в мензурке. 3. К динамометру прикрепляем груз и измеряем его вес. 4. Груз опускаем в воду, измеряем его вес и объём воды вместе с грузом. Вычисляем объём груза и изменение его веса (выталкивающая сила). 5. Проводим аналогичные изменения, меняя по одному й оставшиеся грузы. 6. Полученные значения сравниваются. Можно построить график зависимости выталкивающей силы от объёма тела. |
||
13 |
34 |
||
14 |
Излучение света при прохождении электрического тока через газ |
||
15 |
24 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
||
16 |
Удельное сопротивление |
||
17 |
2,6 |
||
18 |
Нельзя, потому что температура плавления железа выше, чем температура горения костра. |
||
Вариант 5
Задание 1
Возможный ответ |
|
Название группы понятий |
Перечень понятий |
Физические явления |
дифракция, деформация, нагревание |
Измерительные приборы |
манометр, амперметр, термометр |
№ задания |
Ответ |
|
2 |
14 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
|
3 |
||
4 |
Вставлены слова в следующей последовательности: уменьшается увеличивается не изменяется |
|
5 |
Цилиндр А |
|
6 |
246 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
|
7 |
1) 20 см 2) положительный |
|
8 |
Возможный ответ: Р = U2/R Р = 2202/1200 ≈ 40 (Вт) Ответ: 40 Вт. |
|
9 |
2 → 3 → 1 |
|
10 |
В |
|
11 |
Возможные ответы: A) (60 ± 10) мл Б) от 50 мл до 70 мл B) 50 мл < V < 70 мл |
|
12 |
Возможный ответ: 1. Используется установка, схема которой изображена на рисунке: источник тока, ключ, одно из сопротивлений, реостат, амперметр, вольтметр. 2. С помощью реостата устанавливаем наименьший ток. 3. Измеряем напряжение и силу тока. 4. Меняем сопротивление реостата и проводим измерения ещё несколько раз. 5. Полученные значения сравниваются. Можно построить график зависимости силы тока от напряжения. |
|
13 |
23 |
|
14 |
Охлаждение углекислоты при её испарении |
|
15 |
14 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
|
16 |
5 |
|
17 |
3,1 ∙ 109 м |
|
18 |
Сириус В. Масса двух звёзд — Сириуса В и Солнца — от 0,5 до 1,44 солнечной массы, но Солнце белым карликом не является. |
Вариант 6
Задание 1
Возможный ответ |
|
Название группы понятий |
Перечень понятий |
Физические явления |
кипение, радиоактивность, поляризация |
Измерительные приборы |
динамометр, вольтметр, часы |
№ задания |
Ответ |
||
2 |
25 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
||
3 |
|||
4 |
Вставлены слова в следующей последовательности: увеличивается уменьшается не изменяется |
||
5 |
Цилиндр D |
||
6 |
145 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
||
7 |
1) 15 см 2) отрицательный |
||
8 |
Возможный ответ: P = U ∙ I Р = 2,5 ∙ 0,15 ≈ 0,38 (Вт) Ответ: 0,38 Вт. |
||
9 |
2 → 1 → 3 |
||
10 |
D |
||
11 |
Возможные ответы: A) (14 ±0,2) В Б) от 13,8 В до 14,2 В B) 13,8 В < V < 14,2 В |
||
12 |
Возможный ответ: 1. Используется установка, схема которой изображена на рисунке: штатив, пружина, груз. 2. Отклоняем груз от положения равновесия, растянув или сжав пружину, и отпускаем. 3. Измеряем длительность 10 колебаний и вычисляем период колебаний. 4. Последовательно добавляем грузы и повторяем измерения ещё два раза. 5. Полученные значения периодов сравниваются. Можно построить график зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза. |
||
13 |
13 |
||
14 |
Колебания катушки с током в магнитном поле |
||
15 |
23 (Цифры могут быть приведены в любом порядке.) |
||
16 |
Фреон 12 |
||
17 |
6 |
||
18 |
Т1 и Т2. Если образуется жидкость, то изотермы содержат прямой участок. |