Физическая система Земля-Луна - ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ЯВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕГАМИРА - ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Физическая система Земля-Луна - ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ЯВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕГАМИРА - ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ

Задачи урока: повторить знания о закономерностях механического движения планет и звёзд; охарактеризовать Землю и Луну как систему; объяснить фазы Луны; повторить и конкретизировать понятие о затмениях; ввести и объяснить приливные явления.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Повторение

5—7

20—25

15

2—3

1—2

Фронтальный опрос по рисункам учебника

II. Изучение нового материала

Рассказ учителя. Выступления школьников. Записи в тетрадях

III. Совершенствование знаний

Из истории исследования Луны. Демонстрация видеоматериалов с их обсуждением

IV. Подведение итогов

Выделение главного

V. Домашнее задание

Сообщение учителя

I. После краткого введения организуется с использованием учебника повторение по вопросам: наблюдается ли движение звёзд на небесной сфере? Движение каких объектов экспериментально наблюдают на небесной сфере (рис. 14.2, 14.3 учебника)? Какое расстояние больше: один парсек или одна астрономическая единица? Можно ли с Земли измерить угол π (рис. 14.4 учебника)? В какой системе отсчёта Земля движется по эллипсу? Чему будет равен радиус-вектор Земли в афелии (рис. 14.6 учебника)?

II. Новый материал можно изучать по следующему плану.

1. Учитель определяет систему небесных тел Земля—Луна. После этого два школьника выступают со следующими краткими сообщениями: 1) физические характеристики Земли; 2) физические характеристики Луны (на доске последовательно заполняют и комментируют таблицу 53). Общий вывод: Земля и Луна довольно разные астрономические объекты; траектория движения (эллипс) Луны сильнее вытянута, чем у Земли; скорости движения тоже существенно различаются.

Таблица 53

Свойства

Характеристики

Земля

Луна

Форма — приближённо шар, твёрдое тело

Инертные и гравитационные свойства

Средняя плотность вещества

Форма орбиты — эллипс

Движение по орбите

Ускорение свободного падения на поверхности

Радиус 6400 км

Масса 5,98 ∙ 1024 кг

5500 кг/м3

Эксцентриситет 0,017

Скорость 1 км/с

9,8 м/с2

Радиус 1700 км

Масса 7,35 ∙ 1022 кг

3300 кг/м3

Эксцентриситет 0,055

Скорость 1 км/с

1,6 м/с2

2. Учитель рассказывает о явлениях, обусловленных существованием системы Земля—Луна, описывает видимое с Земли положение Луны (рис. 14.8 учебника). Далее выполняют рисунки затмений, затем обсуждают рисунок 14.9 учебника при объяснении приливов.

III. Из истории исследований Луны: а) методы исследований постоянно развиваются (визуальные наблюдения, локация, фотографирование, изучение проб грунта, спектральный анализ, изучение магнитных полей, исследование сейсмических волн приборами и др.); б) фотографирование обратной стороны Луны (советская станция “Луна—3”, 1959 г.) и построение карты Луны; “Луноход—1” (СССР, 1970 г.); в) американская программа “Аполлон” (с 1969 г.).

Выбор материала для рассказа об исследовании Луны возможен в широком диапазоне: показ видеоматериалов учителем, рассказ ученика о фотографировании Луны, о загадках Луны (происхождение Луны, вулканы, ядро и др.).

IV. Вопросы для подведения итогов: почему можно говорить о системе Земля—Луна? Почему иногда систему Земля—Луна называют двойной планетой? Какова причина движения Луны вокруг Земли? Какие явления обусловлены гравитационным взаимодействием Земли и Луны? Что такое синодический месяц? Почему на Луне нет атмосферы?

V. Домашнее задание: § 100; задача на повторение из упр. на с. 407 (2). Индивидуально рекомендуем предложить провести исследование: на основе визуальных наблюдений (каждый раз выполняя схематический рисунок) изучить изменение вида Луны на небесной сфере; желательно провести не менее четырёх-пяти наблюдений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]