Описание движения колебательных систем. Решение задач - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Описание движения колебательных систем. Решение задач - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Задачи урока: познакомить с графическим описанием гармонических колебаний пружинного и математического маятников; ввести понятие о фазе колебаний; продолжить формирование умений выделять и характеризовать явления.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Повторение

10—15

Устный опрос. Опыты и их объяснение

II. Изучение нового материала

10—15

Рассказ учителя. Работа с учебником. Записи в тетрадях

III. Отработка изученного материала

10—15

Решение задач

IV. Домашнее задание

1

Комментарий учителя

I. У доски с конспектом повторяют теорию при ответе на вопрос: в чём проявляется динамика колебательного движения? Идея решения домашних задач и разные вопросы теории повторяют фронтально. Вопросы: как формулируется основной закон колебательного движения математического маятника? Как он выводится? К какому решению он приводит? Позволяет ли решение найти координату тела в любой момент времени?

II. Новый материал заключается в графическом описании колебательного движения.

1. Выбирают для исследования модель колебательной системы — математический маятник, записывают уравнение колебаний и строят его график (рис. 3.4 учебника). Колебательное движение, при котором изменение физической величины происходит по закону косинуса или синуса, называют гармоническим.

2. Изучают свободные колебания математического маятника по его графику. Вводят понятия “фаза колебаний”, “сдвиг фаз”. Уместно при этом использовать рисунки и текст учебника. Параллельно обсуждают вопросы: меняется ли фаза колебаний при движении маятника? Какова начальная фаза колебаний математического маятника, если мы привели его в движение толчком из положения равновесия? Чему равна фаза колебаний через 1 с после начала движения при движении по закону х = 5cos4£? Чему равна начальная фаза колебаний (рис. 3.5 учебника)? Чему будет равна фаза этих колебаний через 7 с?

III. Для коллективного и индивидуального решения рекомендуем задачи: П., № 626, 628, 634.

IV. Домашнее задание: § 14; упр. на с. 68 (2). Индивидуально — задание: а) изготовьте математический маятник с периодом колебаний 0,5 с; б) определите период колебаний металлической линейки, сравните его с периодом колебаний математического маятника той же длины.






Для любых предложений по сайту: [email protected]