Рентгеновское излучение - ЭЛЕКТРОДИНАМИКА КАК ТЕОРИЯ - ОПТИКА

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Рентгеновское излучение - ЭЛЕКТРОДИНАМИКА КАК ТЕОРИЯ - ОПТИКА

Задачи урока: изучить историю открытия, свойства и применение рентгеновских лучей; продолжить формирование представлений о единстве природы электромагнитных волн.

Ход урока

I. Фронтальное повторение изученного материала (10—15 мин) целесообразно организовать вместе с проведением эксперимента (ДЭ-2, опыты 105, 106 и др.). Методика использования опытов может быть разной. Если опыт не показывался, то лучше на его основе сформулировать несколько качественных заданий. При повторении эксперимента удобнее использовать беседу по вопросам: как экспериментально доказать существование инфракрасного излучения? Отражаются ли от предметов инфракрасные лучи? (Используются лист чёрной бумаги, алюминиевая фольга и др.) Пропускает ли оконное стекло инфракрасные лучи? Можно ли считать инфракрасные лучи монохроматической волной? Излучает ли нагретый утюг инфракрасные лучи? Какие опытные факты позволяют утверждать существование ультрафиолетового излучения? Чем отличается ультрафиолетовое излучение от инфракрасного, видимого света? Почему стеклянная призма непригодна для получения спектра ультрафиолетового излучения? Почему медицинскую лампу, дающую ультрафиолетовое излучение, называют горным солнцем?

II. Изучение материала можно организовать в форме самостоятельной работы с учебником при заполнении таблицы 32. Обсуждаются отдельные элементы содержания: опыт по изучению рентгеновских лучей, опыт Лауэ (рис. 112). Следствия полнее отражены в таблице 33.

Таблица 32

Рентгеновское излучение

Таблица 33

Применение рентгеновского излучения

Медицина и культура

• Диагностика болезней (переломы, опухоли и др.)

• Лечение болезней

• Определение дефектов картин

• Отделение поддельных бриллиантов от настоящих

Наука и техника

• Рентгеновский микроскоп: изучение биологических объектов (клетки, их составляющие и др.)

• Рентгеноструктурный анализ: определение дефектов в кристаллах, изучение структуры вещества

• Рентгенодефектоскопия: определение трещин, раковин, толщины швов и др.

• Рентгеновская спектроскопия: изучение строения и свойств атомов

• Рентгеновская голография объектов

• Рентгеновский телескоп: изучение звёзд, определение их координат и др.

Вопросы для организации беседы: какова природа рентгеновского излучения? Как можно обнаружить рентгеновское излучение? Почему трудно наблюдать дифракцию рентгеновских лучей? (Учитель подчёркивает аналогию при постановке опытов по дифракции электромагнитных волн.) Какие свойства рентгеновских лучей лежат в основе их широкого использования? Какие вещества слабо пропускают рентгеновские лучи?

III. Домашнее задание: § 68; фрагмент статьи В. Рентгена “О новом роде лучей” (Хрестоматия, с. 127).

Вопросы по статье: какие свойства изучения экспериментально фиксировал Рентген? Какие научные факты описаны в статье? Какие гипотезы формулирует в статье Рентген?






Для любых предложений по сайту: [email protected]