Движение и взаимодействие тел - ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, СПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В

Движение и взаимодействие тел - ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, СПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Задание 9. Укажите, относительно каких тел объект находился в покое, а относительно каких — движется.

1. Мальчик катает сестренку на санках.

2. Группа самолетов на параде одновременно выполняет фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй (один из самолетов).

3. Черепаха, к панцирю которой прилип кленовый лист, ползет по лужайке.

4. Парашютист выпрыгивает из самолета.

5. Пассажир едет в автобусе.

6. Маневренный тепловоз тянет за собой 10 вагонов.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите объект, движение или покой которого требуется установить

2. Выделите окружающие тела и примите за тело отсчета

3. Установите, произошло ли изменение положения тела относительно каждого из тел отсчета

4. Сформулируйте ответ

Сестренка

Санки, дорога, мальчик

Относительно санок положение сестренки не изменилось

Относительно дороги положение сестренки изменилось

Относительно мальчика положение сестренки не изменилось

Сестренка покоится относительно санок и мальчика и движется относительно дороги


Задание 10. Постройте траекторию движения следующих тел.

1. Бросьте мяч и поймайте его после удара о стену.

2. Первоклассница внимательно следит за кончиком ручки, выводя букву «n».

3. Девочка наблюдает за красивой бабочкой, «заснувшей» на цветке. Через некоторое время цветок начинает раскачиваться на ветру.

4. Вы наблюдаете за спортсменом, тренирующимся на велотреке.

5. Вы наблюдаете за комьями грязи, вылетающими из-под заднего колеса автомобиля.

6. Запустив двигатель, пилот самолета отслеживает движение лопастей пропеллера.

7. Поднимаясь из узкого ущелья, пилот вертолета наблюдает за движением края винта.

8. За движением края винта следит человек, стоящий в ущелье.

9. Вы наблюдаете за движением кленового листа, прилипшего к колесу проезжающего мимо велосипеда.

10. Вы следите за движением Луны в период полнолуния.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите какую-либо точку тела

2. Выделите и изобразите несколько положений этой точки в разные моменты наблюдения

3. Соедините эти точки плавной линией

4. Установите форму линии

Центр мяча

Замкнутая кривая


Задание 11. Найдите значение пройденного пути в следующих ситуациях.

1. Улитка, взбираясь на цветок, длина стебля которого 50 см, добралась до середины.

2. Для закупки продуктов вы прошли по шоссе до магазина 800 м, затем до-станции еще 300 м и вернулись домой через лес.

3. На машине вы приехали на дачу, расстояние до которой от дома, измеренное по карте, составляет 40 км. Спидометр машины, который был выставлен на «0» перед выездом, показывает 51 км.

4. Воду качают насосом из скважины глубиной 30 м.

5. Муравей поднялся от земли до вашей макушки.

6. Вы сели в первый вагон метро, проехали несколько станций и вышли из последнего вагона. Поезд проделал путь 5800 м. Длина поезда примерно 120 м.

7. Вы выехали на шоссе на 21-м километре, а повернули к озеру на 85-м.

8. Наблюдая за Луной, вы заметили на небе ее полный диск в определенном месте. Через три дня вы обнаружили Луну в том же месте, но диск уменьшился. Расстояние между центрами Луны и Земли — 384 000 км.


Способ выполнения

Решение ситуации № 8

1. Выделите начальное и конечное положения тела

2. Постройте траекторию движения между этими положениями. Обозначьте путь

3. Найдите длину этого участка траектории

Луна в одном и том же месте неба в первый день наблюдения и через три дня

Луна прошла окружность 3 раза



Задание 12. Установите объекты, движение которых описано в следующих ситуациях.

1. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга (650 км) объект 1 преодолевает за 9 ч, объект 2 — за 0,03 с.

2. Расстояние от дома до детской площадки (300 м) объект 3 преодолевает за 1 с, объект 4 — за 60 с.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Найдите путь s, пройденный телом

2. Найдите время t, за которое пройден этот путь

3. Рассчитайте отношение s/t

4. Найдите в таблице объект, скорость которого близка к рассчитанной

С такой скоростью может двигаться скворец


Задание 13. Найдите значение одной из величин, описывающих равномерное и неравномерное движения на участке.

1. Вы — детектив — определяете область поиска преступника, который вышел из известного' дома 20 мин назад и старается скрыться из города предположительно на машине марки «Жигули».

2. Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин., а следующие 12 км — за 18 мин. Найдите среднюю скорость на всем пути.

3. Для измерения скорости движения поезда пассажир с помощью часов измерил промежуток времени (90 с) между моментами, когда поравнялись с километровыми Столбами с цифрами 85 и 87. Какое значение скорости у вас получилось?

4. Вы переплываете реку перпендикулярно течению. Какое расстояние придется пройти вверх по течению, чтобы попасть в точку, расположенную напротив того места, откуда вы начали движение? Скорость течения реки — 0,2 м/с, а вы способны плыть со скоростью 0,5 м/с. Ширина реки — 9 м.

5. Какое расстояние успеет пролететь муха, за которой гонится скворец, если он заметил ее на расстоянии 5 м?

6. Попадете ли вы в Книгу рекордов Гиннеса в раздел «максимальная скорость», если сумеете на велосипеде, разогнавшись, за 1 с преодолеть расстояние 68,3 м между двумя домами? Предыдущий рекорд составил 245 км/ч.

7. Через сколько времени до Земли дойдет радиосигнал, полученный «братьями по разуму» с α-Центавра, которая находится на расстоянии 39 000 000 000 000 км? При расчетах примите год равным 30 000 000 с.

8. Попадет ли мяч для игры в гольф в лунку, расположенную на расстоянии 100 м от места удара, если он движется в направлении лунки в течение четырех секунд со скоростью 20 м/с?

9. Является ли космическая станция искусственным спутником Земли или она направляется к другим планетам, если за 1 мин она пролетает 480 км? Для полетов к другим планетам скорость должна быть не менее 11,9 км/с (вторая космическая скорость).

Задание 14. Объясните движение по инерции тела в следующих ситуациях.

1. При повороте автобуса налево пассажир отклоняется вправо по ходу движения.

2. При резком торможении автомобиля пассажиры наклоняются вперед, а при разгоне — назад.

3. При ударе рукояткой о стол молоток насаживается на нее.

4. Поскользнувшийся человек падает назад, а споткнувшийся — вперед.

5. Автомобиль после выключения двигателя продолжает движение.

6. При встряхивании термометра столбик ртути опускается вниз.

7. При ударе о занавеску из нее вылетает пыль.

8. При встряхивании мокрых рук летят брызги.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело 1, движение которого требуется объяснить

2. Выделите тело 2, относительно которого происходит движение по инерции

Требуется объяснить на клон туловища пассажира

Туловище пассажира сдвигается (наклоняется) относительно его ног

3. Выделите тело 3, под действием которого изменилась скорость тела 2

Ноги поворачиваются налево вместе с полом автобуса

4. Установите направление движения тела 1 относительно тела 2 вследствие невозможности мгновенного изменения скорости движения

Туловище сохраняет направление движения (прямо) и смещается вправо по направлению движения относительно ног и пола автобуса

5. Сформулируйте ответ

При повороте автобуса влево ноги движутся также влево, а туловище продолжает некоторое время движение вперед и смещается вправо относительно ног, т.е. человек наклоняется вправо



Задание 15. Найдите неизвестную массу тела в следующих ситуациях.

1. Человек массой 80 кг выпрыгнул из причалившей лодки со скоростью 2,4 м/с, при этом лодка начала двигаться со скоростью 1,6 м/с в противоположную сторону.

2. Пуля массой 10 г вылетела из автомата со скоростью 700 м/с. Вследствие отдачи автомат приобрел скорость 1,6 м/с.

3. К неподвижному магниту массой 300 г притягивается железная скрепка, двигаясь со скоростью 2 м/с.

4. Две игрушечные машинки, масса одной из них 600 г, движутся навстречу друг другу и после удара останавливаются. Скорость машинки с известной массой была 2 м/с, скорость другой машинки 3 м/с.

5. Вагон массой 60 т подходит к неподвижной платформе со скоростью 0,2 м/с и ударяется буферами, после чего платформа получает скорость 0,4 м/с, а вагон останавливается.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите взаимодействующие тела

2. Выделите тело известной массы

3. Установите, на сколько изменилась скорость этого тела

4. Установите, на сколько изменилась скорость тела неизвестной массы

5. Запишите определительную формулу массы и произведите расчет неизвестной массы

Лодка и человек начинают двигаться от толчка человека


Задание 16. Установите, из какого вещества сделано каждое из следующих тел.

1. Кольцо массой 3 г 10 мг имеет объем 0,14 см3.

2. При взвешивании газа учитель откачал воздух из стеклянного шара вместимостью 1 л и уравновесил его на весах. Затем заполнил шар газом и вновь уравновесил, доложив гирьки массой 1,75 г.

3. Термометр заполнен жидкостью, масса которой 6,8 г, а объем 0,5 см3.

4. В цистерне вместимостью 50 м3 перевозят жидкость массой 162 т.

5. Воздушный шар массой 100 кг и объемом 250 м3 заполнен газом.

6. Резиновый шар массой 100 г раздулся при наполнении газом до объема 100 000 см3. Масса шара после надувания — 118 г.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело, вещество которого требуется установить

2. Найдите массу тела и его объем

3. Рассчитайте отношение массы к объему

4. Найдите по таблице вещество с такой плотностью и сформулируйте ответ

Требуется установить вещество, из которого сделано кольцо

Кольцо сделано из платины


Задание 17. Рассчитайте значение Неизвестной величины, входящей в формулу связи массы и объема тела m = ρV, в следующих ситуациях.

1. Вы — директор нефтедобывающего предприятия. Сколько цистерн вместимостью 50 м3 нужно заказать для вывоза 5000 т добытой нефти?

2. За сколько килограммов надо заплатить при покупке пол- литровой банки меда?

3. В чашку, вместимость которой 250 мл, налито 200 мл воды. Выльется ли вода из чашки, если туда опустить кусочек льда массой 40 г?

4. Масса алюминиевой детали 300 г, ее объем 150 см3. Есть ли в этой детали пустоты?

5. Машина рассчитана на перевозку груза массой 3 т. Сколько листов железа можно нагрузить на нее, если длина каждого листа 2 м, ширина 80 см и толщина 2 мм?

6. На сколько увеличится масса машины, если залить полный бак бензина (40 л)?

7. Сколько времени понадобится для выкачивания 50 т нефти, если за 1 с выкачивают 50 л?

8. Физиологи утверждают, что человек состоит в основном из воды. Убедитесь в этом.


Задание 18. Установите, с какими телами взаимодействует тело, и установите вид взаимодействия.

1. Теннисный мяч отскакивает от стены (рис. 22, а).

2. Человек при ходьбе отталкивается от опоры ногами (рис. 22, б).

3. Спутник движется по орбите вокруг Земли (рис. 22, в).

4. Мальчик сидит на скамейке (рис. 22, г).

5. Мама катит коляску с малышом (рис. 22, д).



6. Спортсмен толкает ядро, разгоняя его рукой.

7. Брошенный спортсменом мяч летит к другому спортсмену.

8. Рука сжимает резиновый мячик.

9. Спутник Юпитера Ио движется по орбите.

10. Тюки поднимают по ленте транспортера.

11. Скейтбордист, разогнавшийся на спуске, теряет скорость на горизонтальной дороге.

12. Горнолыжник совершает спуск.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите пары взаимодействующих тел: выделенное в условии тело и либо тело, с которым оно соприкасается, либо космическое тело, вблизи которого оно находится

2. Для каждой пары тел установите:

а) деформированы ли тела;

б) движутся ли они по поверхностям друг друга (или пытаются сдвинуться);

в) является ли одно из тел массивным

3. Назовите виды имеющих место взаимодействий

4. Сформулируйте ответ

Мяч — стена


Мяч и стена деформируются при ударе, значит, их взаимодействие — упругое

Мяч — Земля


Земля — массивное тело, значит, взаимодействие мяча и Земли — всемирное тяготение

Мяч взаимодействует со стеной вследствие их деформации (упругое взаимодействие) и с Землей (всемирное тяготение)


Задание 19. Установите, какие из описанных воздействий целесообразно охарактеризовать физической величиной «сила».

1. Брошенный вверх мяч под действием Земли остановился и начал падать вниз.

2. Лужа испарилась под действием солнечных лучей

3. Бронежилет заставляет пулю отскочить.

4. Экран телевизора светится под действием электронного пучка.

5. Мел раскрошился под действием доски при сильном нажатии на нее.

6. Ртуть в термометре опустилась под действием холодной воды.

7. Сумка слетела с полки при резком торможении поезда.

8. Ремни безопасности удерживают пассажира в автомобиле при резком торможении.

9. Тетива лука натянулась под действием руки.


Способ выполнения

Решение ситуации № 5

1. Выделите тело, действие которого описано в ситуации, и тело, на которое оно воздействует

2. Установите, изменилась ли скорость тела, на которое оказывается воздействие

3. Установите, деформировалось ли это тело

4. Сформулируйте ответ

Жилет действует на пулю

Скорость пули изменяется под действием жилета

Пуля деформируется

Действие жилета на пулю целесообразно описать физической величиной «сила»


Задание 20. Изобразите силу тяжести, действующую на тело в следующих ситуациях.

1. Автомобиль движется равномерно в гору.

2. Космонавт находится на борту космической станции.

3. Легковой автомобиль разгоняется.

4. Карлсон получил в подарок от Малыша банку варенья и медленно поднимается к себе на крышу.

5. Банка варенья, наполовину опустошенная, убрана в шкаф.

6. Вы делаете «вис» на перекладине.

7. Вы «падаете» на крутом спуске аттракциона «Американские горки».

8. Луна движется вокруг Земли.

9. Космонавт находится на борту стартующего корабля.

10. Кабинет физики заполнен воздухом.

11. Паук спускается по нитке паутины.

12. Молекула воды ударяется о стенку стакана.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело, силу тяжести которого требуется построить, и изобразите ее условно

2. Изобразите условно Землю

3. Постройте луч из центра тела в направлении к центру Земли

4. Отложите на луче из центра тела отрезок со стрелкой произвольной длины

5. Обозначьте построенный отрезок

Требуется построить силу тяжести автомобил.


Задание 21. Изобразите силу упругости, действующую на тело в следующих ситуациях.

1. Спортсмен прыгает на батуте.

2. Катя дождя падает в воздухе.

3. Автомобиль едет по шоссе в гору.

4. Гимнаст исполняет «крест» на кольцах.

5. Гитарист пальцем оттягивает струну.

6. Космонавт «плавает» в кабине орбитальной станции.

7. Альпинист повис на страховочном тросе.

8. Теннисный мяч отскакивает от ракетки при подаче.

9. Растянутая дверная пружина закрывает дверь.

10. Леска натянулась под тяжестью рыбы.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело (0), для которого требуется изобразить силу упругости

2. Выделите среди тел, соприкасающихся с телом (0), те (В), которые деформированы (растянуты, сжаты или изогнуты)

3. Изобразите условно выделенные тела

4. Установите направление деформации тела В

5. Постройте луч из центра тела в направлении, противоположном деформации

6. Постройте вдоль луча отрезок произвольной длины со стрелкой

7. Обозначьте построенный отрезок

Требуется построить силу упругости, действующую на спортсмена на батуте. На него действует прогнувшийся батут



Задание 22. Изобразите вес тела в следующих ситуациях.

1. Космонавт находится на борту стартующего корабля.

2. Космонавт «сидит» в кресле на борту космической станции.

3. Автомобиль движется равномерно в гору.

4. Кабинет физики заполнен воздухом.

5. Легковой автомобиль разгоняется.

6. Вы поднимаетесь по канату.

7. Карлсон получил в подарок от Малыша банку варенья и медленно поднимается к себе на крышу.

8. Банка варенья, наполовину опустошенная, убрана в шкаф.

9. Вы «падаете» на крутом спуске аттракциона «Американские горки».

10. Вы сели на качели, затем приподняли их, отведя в сторону, и начали движение.

11. Луна движется вокруг Земли.

12. Альпинист повис на страховочном тросе.

13. Паук спускается по нитке паутины.

14. Молекула воды ударяется е стенку стакана.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело, вес которого нужно изобразить

2. Установите, можно ли данное тело охарактеризовать силой веса:

а) выделите горизонтальную опору или вертикальный подвес;

б) установите, надают ли они одновременно;

в) сделайте вывод

3. Изобразите тело и онеру (или подвес)

4. Постройте луч из центра опоры (подвеса) в направлении к центру Земли

5. Изобразите из центра тела вдоль луча направленный отрезок произвольной длины

6. Обозначьте построенный отрезок

Требуется изобретать вес космонавта

Космонавт во время старта находится в кресле, которое можно считать горизонтальной опорой, и движется вверх


Задание 23. Изобразите силу трения, действующую на тело в следующих ситуациях.

1. Поезд движется ив горизонтальному участку железной дороги.

2. Автомобиль остановился на подъеме.

3. Вода падает вдоль отвесной скалы, образуя водопад.

4. Малыш сидит на качелях

5. Капля дождя задает в воздухе.

6. Конек фигуриста скользят по льду.

7. Орбитальная станция движется вокруг Земли.

8. Маляр наносит краску на стену, ведя кисть снизу вверх.

9. Техник пытается отвернуть болт 1 штат ключом 2, как показано на рис. 23.


image159


10. Чистят ковер на стене, ведя щетку сверху вниз.

11. Корабль отходит от пристани.

12. Тюки движутся вверх по ленте транспортера.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело А, для которого требуется построить силу трения

2. Выделите тело, с которым соприкасается тело А

3. Установите, движутся ли тела друг относительно друга. Если нет, установите, есть ли воздействия на тело А, которые можно рассматривать как попытку сдвинуть его

4. Установите, давят ли тела друг па друга

5. Изобразите тело А и поверхность, по которой оно движется (или пытается сдвинуться)

6. Определите направление движения

7. Постройте отрезок произвольной длины из центра тела А в сторону, противоположную движению

8. Обозначьте построенный отрезок

Требуется изобразить силу трения, действующую на поезд

Он соприкасается « рельсами и движется по ним

Поезд давит на рельсы вследствие притяжения к Земле


Задание 24. Постройте модель взаимодействия тела в ситуациях задания 18.


Способ выполнения

Решение ситуации № 2

1. Выделите тело, для которого требуется построить действующие силы, и изобразите его условно

2. Установите тела, с которыми взаимодействует это тело, и изобразите их условно

3. Для каждого из них

а) установите вид взаимодействия и вспомните его характерное направление;

б) установите направление воздействия в рассматриваемой ситуации и изобразите отрезок со стрелкой из центра тела в этом направлении;

в) обозначьте построенный отрезок

Требуется построить модель взаимодействия человека при ходьбе

Человек взаимодействует с Землей и опорой

Взаимодействие с Землей — всемирное тяготение, направление воздействия — к центру Земли

Взаимодействие с опорой вследствие деформации — упругое, направление воздействия — противоположно деформации (вертикально вверх)

Взаимодействие с опорой вследствие попытки движения подошвы ботинка — трение покоя, направление воздействия влево — противоположно направлению возможного движения вправо при попытке сдвинуть подошву



Задание 25. Найдите значение силы тяжести в следующих ситуациях.

1. Паук массой 0,085 г спускается по нитке паутины.

2. Автомобиль с максимальной разрешенной массой (масса автомобиля с грузом) 8 т полностью загружен и движется равномерно в гору.

3. Луна, масса которой 7,35 · 1022 кг, движется вокруг Земли.

4. Легковой автомобиль, масса которого без груза 1000 кг, разгоняется.

5. Вы делаете «вис» на перекладине.

6. Вы «падаете» на крутом спуске аттракциона «Американские горки».

7. Карлсон получил в подарок от Малыша двухкилограммовую банку варенья и медленно поднимается к себе на крышу.

8. Банка варенья, наполовину опустошенная, убрана в шкаф.

9. Космонавт находится на борту космической станции. Масса космонавта в скафандре 150 кг.

10. Космонавт находится на борту стартующего корабля массой 10 т. Масса космонавта в скафандре 150 кг.

11. Кабинет физики заполнен воздухом, масса которого примерно 58 кг.

12. Молекула воды массой 3 · 10-26 кг ударяет о стенку стакана.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело, для которого требуется рассчитать силу тяжести

2. Установите, находится ли тело вблизи поверхности Земли

3. Найдите массу тела в килограммах

4. Рассчитайте значение силы тяжести


5. Сформулируйте ответ

Требуется рассчитать силу тяжести, действующую на паука

Паук находится вблизи поверхности Земли

m = 0,085 г = 0,000085 кг

FT = mg

Fr = 0,000085 кг · 10 Н/кг = 0,00085 Н

Вблизи поверхности Земли паук притягивается к ней силой FT = 0,00085 Н


Задание 26. Найдите значение силы веса тела в ситуациях задания 25.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело, вес которого требуется рассчитать

2. Установите, действует ли тело на горизонтальную опору или вертикальный подвес вследствие притяжения Земли

3. Установите, равен ли вес тела действующей на него силе тяжести

4. Рассчитайте значение силы тяжести и запишите значение веса тела

Требуется рассчитать вес паука

Можно считать, что паук действует на вертикальную нитку паутины с силой веса

Вес паука равен его силе тяжести, если считать, что паук движется равномерно

FT = 0,00085 Н (см. задание 25)

Р = Fт = 0,00085 Н


Задание 27. Найдите значение одной из величин, входящих в формулу закона Гука, в следующих ситуациях.

1. При буксировке автомобиля буксировочный трос жесткостью 100 кН/м растянулся на 1 см.

2. Ученик растягивает пружину жесткостью 100 Н/м за свободные концы руками. При этом она удлинилась на 5 см.

3. На рис. 24 приведен график зависимости силы упругости от удлинения проволоки.


image160


4. Проволоку длиной 2 м, закрепленную за один конец, растягивают за свободный конец. Жесткость проволоки 50 кН/м.

5. Рыболовная леска жесткостью 0,5 кН/м растягивается при поднятии вертикально вверх рыбы массой 200 г.

6. Два мальчика растягивают резиновый жгут, прикрепив к его концам динамометры. Когда жгут удлинился на 2 см, динамометры показывали силы по 20 Н каждый.

7. Пружина задней подвески колес автомобиля «Жигули» имеет длину 442 мм и под действием силы 4,4 кН сжимается до 273 мм.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите тело, которое деформируется

2. Установите известные значения величин (Fyпp, k, х), характеризующие деформацию тела


3. Установите величину, значение которой неизвестно, и составьте из закона Гука формулу для расчета этой величины

4. Выразите величины в СИ (при необходимости) и произведите расчет

Деформируется буксировочный трос

k = 100 кН/м = 100000 Н/м

х = 1 см = 0,01 м

Неизвестно значение силы упругости

Fyпp = kх

Fyпp = 100000 · 0,01 = 1000 Н = 1 кН


Задание 28. Установите, какой силе равна сила упругости пружины динамометра в следующих ситуациях.

1. Брусок медленно тянут по поверхности стола (рис. 24).


image161


2. Брусок поднимают по наклонной доске (рис. 25).


image162


3. Гирю поставили на стол с круглым циферблатом (рис. 26).


image163


4. На подвешенной линейке находится брусок (рис. 27). Конец линейки закреплен, а брусок соединен с динамометром. Динамометр тянут вправо. Линейка и брусок остаются на месте.


image164


5. Груз подвешен на нити, один конец которой закреплен, а другой привязан к неподвижному динамометру (рис. 28).


6. Резинку, концы которой закреплены, перекинули с помощью динамометра (рис. 29).


image166


7. Каток соединен с динамометром и движется ускоренно по горизонтальной поверхности (рис. 30).


image167


8. Брусок медленно движется по линейке (см. рис. 27).

9. Ведерко с песком подвесили к вертикально укрепленному динамометру.


Способ выполнения

Решение ситуации № 1

1. Выделите на рисунке динамометр и прикрепленное к нему тело

2. Постройте силы, действующие на тело, прикрепленное к динамометру

3. Выделите силу, направленную противоположно силе упругости пружины динамометра

4. Установите, выполняются ли для нее условия измерения

5. Сформулируйте ответ

Противоположно Fдин направлена сила трения

Если тело тянуть равномерно, то сила упругости динамометра равна силе трения


Задание 29. Постройте указанные силы, действующие на тело, в следующих ситуациях.

1. При перетягивании каната одной команде удалось развить усилие в 500 Н, а другой — в 550 Н.

2. Вытягивая репку, бабка действовала на нее силой 100 Н, дедка — 200 Н, а внучка — 50 Н.

3. На середину скамейки сели мальчик (вес 600 Н) и девочка (вес 400 Н).

4. Обиженная девочка пересела на край скамейки.

5. Мальчик пытается удержать легкий мяч в воде, Действуя на него силой 100 Н, вода же «выталкивает» мяч силой 120 Н.

6. Пуля (сила тяжести 0,2 Н) выталкивается из ствола пистолета газами, действующими на нее силой 200 Н. Выстрел производится горизонтально (а) и вертикально (б).

7. Играя в футбол, мальчик производит угловой удар с силой 100 Н, навешивая мяч (сила тяжести 10 Н) над штрафной площадкой.


Способ выполнения

Решение ситуации № 3

1. Выделите силы, которые нужно изобразить

2. Выделите тело, на которое действуют эти силы. Изобразите его

3. Выберите масштаб для изображения сил соответственно их числовым значениям

4. Для каждой силы:

а) проведите из центра тела луч в направлении воздействия;

б) отложите на луче отрезок, равный числовому значению силы в выбранном масштабе;

в) обозначьте стрелкой направление силы;

г) обозначьте построенный отрезок

Требуется изобразить вес девочки (P1) и вес мальчика (Р2) сидящих на середине скамейки



Задание 30. Найдите значение и постройте равнодействующую сил для ситуаций задания 29.


Способ выполнения

Решение ситуации № 3

1. Выделите силы, равнодействующую которых требуется найти

2. Установите, действуют ли эти силы на одно и то же тело

3. Установите, одинаковы или противоположны направления сил

4. Выберите правило нахождения модуля и направления равнодействующей

5. Рассчитайте по правилу модуль равнодействующей

6. Установите направление равнодействующей

Требуется найти равнодействующую веса девочки (P1) и веса мальчика (P2), которые приложены к середине скамейки и направлены вниз

Равнодействующая одинаково направленных сил равна сумме модулей этих сил и направлена в ту же сторону



Задание 31. Найдите одну из величин, описывающих равновесие или равномерное движение тела, в следующих задачах.

1. К вертикально расположенной пружине жесткостью 120 Н/м прикрепили груз. Под действием этого груза пружина растянулась на 2 см. Чему равна масса груза?

2. Какую наименьшую силу следует приложить к стальному бруску массой 1 кг, находящемуся на горизонтальной деревянной поверхности, чтобы сдвинуть его с места? Максимальная сила трения покоя стали по дереву составляет 0,55 от веса бруска.

3. Сокол благодаря восходящим потокам воздуха неподвижно парит в небе. Масса сокола 0,5 Кг. Чему равна сила давления на него воздушного потока?

4. Подъемный кран равномерно поднимает груз массой 300 кг. Какова сила упругости троса?

5. При буксировке автомобиля трос жесткостью 100 кН/м растянулся на 0,5 см. Какова сила сопротивления движению?

6. На сколько сожмется пружина передней подвески автомобиля «Жигули» жесткостью 30 кН/м под действием груза массой 90 кг?

7. Парашютист падает с раскрытым парашютом. Какова сила сопротивления движению, если масса парашютиста и его снаряжения составляет 100 кг?






Для любых предложений по сайту: [email protected]