Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Повторение и обобщение пройденного. Самостоятельная работа - Внутренняя энергия
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о количестве теплоты и удельной теплоемкости вещества.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Повторение и обобщение изученного
Первую половину урока можно посвятить повторению основных положений и понятий, связанных с расчетом изменения внутренней энергии тел. Особое внимание следует обратить на то, что в известном выражении ΔU = Q + А, в зависимости от соотношения знаков Q и А, внутренняя энергия может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В качестве примера можно привести следующую задачу:
Задача 1
Определить изменение внутренней энергии тела, если над ним была совершена работа 400 Дж, а при теплообмене тело отдало другим телам 500 Дж.
Решение: так как ΔU = Q1 + А, то с учетом, что Q1 = -Q, получим:
ΔU = A - Q = -100 Дж.
Внутренняя энергия, таким образом, уменьшилась на 100 Дж.
Далее нужно показать, что расчет количества теплоты, которое тело получает или отдает при теплообмене, можно определить либо по формуле
![]()
либо по формуле:
![]()
где с* - теплоемкость тела.
Ясно, что для тела данной массы полученное и отданное количество теплоты будет одинаковым, если изменение температуры произошло в одинаковом диапазоне Δt1 = Δt2. Значит, Q1 = -Q2. Знак «-» указывает на то, что тело отдает тепло.
Задача 2
Теплоемкость тела равна 400 Дж/°С. При нагревании оно получило 8 кДж тепла. Определить изменение температуры тела.
Решение:
Q = c*Δt,
откуда ![]()
II. Самостоятельная работа
Самостоятельную работу можно провести дифференцированно: учитель заранее подготавливает карточки с заданиями четырех уровней сложности. При этом, предлагая тот или иной уровень сложности заданий, необходимо учитывать мнение и желание самих учащихся.
Уровень 1
1. Что потребует большего количества теплоты для нагревания на 1 °С: стакан воды или бидон воды?
2. Чугунную деталь массой 1 кг нагрели на 1 °С. На сколько увеличилась при этом внутренняя энергия детали?
Уровень 2
1. Каким количеством теплоты можно нагреть 0,3 кг воды от 12 °С до 20 °С?
2. Слиток серебра массой 120 г при остывании от 66 °С до 16 °С передал окружающей среде 1,5 кДж теплоты. Как велика удельная теплоемкость серебра?
Уровень 3
1. В каком случае горячая вода в стакане охладится больше: если в него опустить серебряную или алюминиевую ложку той же массы? Ответ обоснуйте.
2. Кусок льда был нагрет от -40 °С до -10 °С. При этом было затрачено 21 кДж тепла. Определите массу льда.
Уровень 4
1. Определите массу свинцовой болванки, если она при охлаждении от 20° С до 10 °С отдала 26 кДж.
2. Внутренняя энергия тела увеличилась на 40 кДж. При этом тело получило 50 кДж тепла. Какую работу совершили в этом процессе?