Игра «Что? Где? Когда?» (обобщающий урок по теме «Колебаний и волны») - Колебания и волны

Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина

Игра «Что? Где? Когда?» (обобщающий урок по теме «Колебаний и волны») - Колебания и волны

Цели: обобщить, систематизировать знания по теме «Колебания и волны»; совершенствовать навыки решения задач различного типа; расширить кругозор учащихся.

Оборудование: песочные часы, волчок, билетики с номерами, конверты с вопросами, лабораторное оборудование для демонстрации опытов, игровой стол, столы для зрителей.

Комментарии для учителя: Перед началом урока-игры оглашаются правила. Назначаются капитаны команд. Капитаны на листочках пишут рисок членов своей команды и проставляют любое двузначное число. Команда, обозначившая наименьшее число, начинает игру. Вопросы составляет сам учитель или совместно с активом старших учащихся. Каждый вопрос должен начинаться с одного из слов названия игры (что? где? когда? почему?) и быть интересным. На все вопросы у ведущего заранее должны быть правильные ответы.

Ход игры

Условия игры:

• На обдумывание вопроса даётся одна минута

• Если команда, посовещавшись, дает правильный ответ, то каждый её участник получает одно очко, а отвечавший - очко со знаком «+»; («+» означает учет ответа);

• Если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает любой зритель, получая за это тоже очко со знаком «+»;

• Высказываться могут все желающие, единственное условие - не повторяться;

• Если и команда, и зрители не ответили на вопрос, он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ;

• Если команда не дала правильный ответ на предложенный ей вопрос, она освобождает игровой стол;

• Команда, правильно отвечающая на вопросы, может давать подряд ответы не более чем на 5 вопросов;

• Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий;

• Желающие дополнить ответ, высказывать что-то по поводу игры должны поднять руку;

• За оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко со знаком «+»;

• За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками участники игры (в том числе и зрители) подвергаются штрафу. У них вычитается одно очко;

• В конце игры участники, набравшие 6 и более очков, получают две пятерки, 5 очков - оценку «5», 4 очка - «4». Право на оценку в журнале имеют только очки со знаком «+», свидетельствующие о самостоятельном полном и правильном ответе;

• Ведущим может быть любой ученик этого или другого класса, либо учитель;

• Во время игры можно пользоваться справочной литературой либо учебником.


Возможные вопросы:

1. Приведите пример живого сейсмографа. С какой точностью такой сейсмограф может определять амплитуду колебаний? (Саранча - живой сейсмограф - ощущает колебания с амплитудой, равной диаметру атома водорода.)

2. Известно, что змеи не имеют внутреннего уха. Как же они воспринимают звуковые колебания? (Вообще змеи глухи, но зато они своей брюшной поверхностью воспринимают колебания, идущие через почву.)

3. Наблюдая за поведением паука, заметили, что он выскакивал из своего укрытия и стремительно направлялся к мухе, попавшей в расставленную им сеть, только тогда, когда там находилась муха средней величины; если же попадала малая муха, то паук часто не обращал на нее внимания. Каким образом паук мог судить о размера своей жертвы? (Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какого размера муха попалась в его западню. Если муха слишком мала, паук может не обратить на нее внимания. Если же колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и тем самым спасая остаток своей сети.)

4. Ученые установили, что пчела, летящая ее взятком (собранный ею цветочный сок) в улей, взмахивает своими крылышками приблизительно 300 раз в секунду, а ненагруженная - около 440 в секунду. Объясните, как опытные пчеловоды узнают по жужжанию пчел, летят ли они за добычей или возвращаются домой. (Крылышки нагруженной пчелы издают звук более низкого тона, чем непогруженной.)

5. Верна ли поговорка: «Нем как рыба»? (Выяснено, что рыбы издают разные звуки. Характер их звучания меняется в зависимости от назначения: одни звуки рыбы издают при питании, другие при движении и так далее У них есть также своеобразные звуковые сигналы тревоги, по которым рассыпается, рассредоточивается вся стая. Способность издавать и воспринимать звуки и ультразвуки дает рыбам возможность в темноте на расстоянии ощущать плавающие организмы, различные препятствия. Это достигается путем получения отраженных звуковых сигналов по такому же принципу, как в гидролокации.

Рыбы ощущают те мельчайшие ритмичные колебания, которые представляют собой звуковые волны в воде, при помощи множества мелких органов чувств, расположенных на их туловище вдоль так называемой боковой линии и на голове, а также при помощи своего очень несложного уха. Много интересного выяснилось о звуковых сигналах рыб. По характеру звука можно зачастую определить, какая рыба находится поблизости, а по мощности ее звука -о ее количестве. Так, большие косяки сельди производят шум, похожий на чириканье молодых птенцов. Звук кильки напоминает гудение, подобное шороху ветвей при ветре. Обитающая в Средиземном и Черном морях большая рыба сциена издает довольно громкие, длительные и даже мелодичные звуки. Этим она выдает себя рыбакам, которые ловят ее по звуку. Современные познания о звуковых сигналах рыб дают возможность приступить к разработке практических способов использования звука для промыслового лова. Можно передавать через воду звуки или ультразвуки определенного характера и частоты колебаний, привлекающие рыб.)

6. Какие из животных, кроме летучих мышей, используют ультразвуковую локацию? (Эхолокатор есть не только у летучих мышей. Он обнаружен у китов, дельфинов тюленей, рыб и др.)

7. Каково назначение двух больших шарообразных пузырей, расположенных по бокам головы лягушки. (Шарообразные пузыри у лягушки, раздувающиеся при крике, являются своего рода резонаторами. Они служат для усиления звука.)

8. Почему в лесу довольно трудно определит, откуда идет звук? (В лесу ухо воспринимает звуки, пришедшие не только непосредственно от их источника, но и те, которые пришли со стороны, отразившись от деревьев. Эти отраженные звуки и мешают определить верное направление на звучащий предмет.)

9. Почему человеческое ухо воспринимает только продольные волны? (Звуковые колебания от барабанной перепонки к органу корти передаются через лимфу, которая находится в жидком состоянии. Как известно, через жидкости хорошо распространяются лишь продольные волны.)

10. Известно, что в момент опасности ящерица круглоголовка быстро зарывается в грунт. Как она это делает? (Ящерица круглоголовка в момент опасности становится на хвост, начинает вибрировать и в результате этого быстро погружается в землю.)


Подведение итогов игры выставление оценок.






Для любых предложений по сайту: [email protected]