Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Развитие ракетной техники - Динамика
Цели: проверить глубину усвоения материала по изученной теме; познакомить с историей развития ракетной техники в мире и в России. Демонстрации: плакаты и слайды; макет «Водяная ракета».
Ход урока
I. Проверочное тестирование
В начале урока можно провести проверочное тестирование по темам «Законы Ньютона», «Импульс», «Реактивное движение» (см. раздел «Проверочные тесты» в конце данного пособия).
II. Изучение нового материала
Ученики, которые подготовили рефератные сообщения, могут по мере изложения нового материала выступать, дополняя рассказ учителя. Также, те ученики, которые что-то знают из истории развития ракетной техники, могут делать короткие сообщения.
Говоря об истории развития ракет, нужно заметить, что их первые модели появились еще в Китае в X веке. Они работали на порохе и применялись лишь при фейерверках.
Затем, уже в XVIII веке, появились первые боевые ракета с дальностью полета до 2,5 км.
Особенностью всех типов ракет было то, что в них был заложен принцип реактивной тяги.
Особое место в развитии ракетостроения принадлежит нашей стране.
Первые русские ракеты, которые были построены под руководством К. И. Константинова в XIX веке, могли нести достаточно большой заряд на 4-5 км. Ближе к первой мировой войне развитие боевых ракет было почти прекращено.
Попытку вернуть развитие ракетостроения предпринял К. Э. Циолковский. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Пожалуй, именно он и является родоначальником практического современного го ракетостроения в нашей стране.
Прорыв в создании новых образцов космической техники принадлежит группе ученых нашей страны, которые в начале 30-х годов XX века создали коллектив ГИРД (группа по изучению реактивного движения), среди которых был и С. П. Королев. Именно тогда ученые поняли, что самыми перспективными являются жидкостные ракетные двигатели. Чтобы горючее горело на больших высотах, где мало кислорода, ракета снабжалась баками с окислителем.
Первые образцы ракет показали хорошие летные качества. Но война помешала нашей стране быстро построить модели боевых ракет.
В годы войны в Германии под руководством В. фон Брауна построили ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2 с дальностью полета до 300 км, которыми бомбили Англию.
Но самые большие достижения в области покорения космоса принадлежат нашей стране. 4 октября 1957 г. при помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это сделала группа ученых под руководством С. П. Королева. 12 апреля 1961 г. первый в истории человечества человек - Ю. А. Гагарин совершил космический полет.
Современные ракетоносители обладают такой мощностью, что могут г выводить на орбиту до 150 т полезного груза. Именно в нашей стране построен самый мощный носитель «Протон-3» НПО «Энергия».
Человечество смогло построить космические корабли, которые изучают планеты Солнечной системы. Правда, для покорения космического пространства нужны уже принципиально новые конструкции ракет. Они должны иметь значительно большие скорости, чем первая, вторая и третья космические скорости. Только в этом случае можно заглянуть за пределы Солнечной системы. Следовательно, нужно создавать новые аппараты, скорость которых будет десятки тысяч километров в секунду.
Существует много проектов по созданию фотонных, гравитационных двигателей, которые позволят разгонять корабли до околосветовых скоростей. Но это - дело будущего.
Подводя итоги урока, учитель отвечает на вопросы учеников. Таких вопросов всегда бывает очень много, и будет хорошо, если на часть из них смогут ответить сами ученики.
Домашнее задание
Повторить § 12-14 учебника.