Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Перегрузка и невесомость - ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Цель урока:
Сформулировать понятие перегрузки и невесомости.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
- Какую скорость называют первой космической?
- Как изменяется скорость движения спутника по орбите с увеличением высоты Л?
- Зависит ли скорость спутника от его массы?
- Как направлены скорость и ускорение спутника, движущегося по круговой орбите? Чему равно ускорение такого спутника?
- Можно ли считать круговое движение спутника равноускоренным? Почему?
- На какие два класса делятся искусственные спутники Земли?
- Какую скорость называют второй космической? Чему она равна?
- Что представляет собой третья космическая скорость?
- Какое движение называют реактивным?
- Для ускорения нужна сила, а сила - это действие одного тела на другое. Почему же ускоряются ракета, когда в космическом пространстве вокруг нее нет никаких тел?
II. Новый материал
Рассмотрим сначала случай, когда ракета стартует и начинает разгоняться (рис. 197). Ускорение ракеты а направлено противоположно ускорению g. На космонавта действуют две силы: сила тяжести mg (со стороны Земли) и сила реакции опоры N со стороны кресла. Их равнодействующая F = N – mg направлена вверх, чтобы обеспечить космонавту ускорение а (космонавт неподвижен относительно ракеты). По второму закону Ньютона
F = mа,
т. е.
N - mg = mа,
откуда
N = mg + mа = m(а + g).
Вес космонавта Р приложен к креслу. По третьему закону Ньютона вес космонавта равен по величине силе реакции опоры N:
Р = N = m(g + а).
Из этой формулы следует, что при разгоне ракеты вес космонавта увеличивается по сравнению с силой тяжести на величину mа. Таким образом космонавт испытывает перегрузку.
Перегрузку можно характеризовать отношением ускорения ракеты а к ускорению свободного падения g - коэффициентом перегрузки:
n = a/g.
Тогда вес космонавта
Р = m(g + a) = mg(1 + a/g) = mg(1 + n).
Перегрузки в космических летательных аппаратах могут быть очень существенными, выдержать такие перегрузки могут только специально подготовленные люди. Поэтому достаточно наивно смотрятся кадры из фильма «Армагеддон», где «простые американские парни» во главе с Брюсом Уиллисом, облетая вокруг Луны, выдерживают десятикратную перегрузку.
А что же происходит, если направления ускорения ракеты и ускорения свободного падения совпадают (рис. 198)? В этом случае равнодействующая сила F = mg - N сообщает космонавту ускорение а:
F = mа.
Тогда
mg - N = mа,
откуда
N = mg - mа = m(g - а).
Следовательно, вес космонавта
Р = N = m(g - a).
Как видно, вес космонавта уменьшается по сравнению с силой тяжести, действующей на Земле. В частности, когда ракета выходит на орбиту и выключает двигатели, ускорение ракеты a -g. Поэтому вес космонавта
P = m(g - g) = 0.
Состояние космонавта (впрочем и любого тела), при котором его вес равен нулю, называется невесомостью.
Для того чтобы испытать состояние невесомости или перегрузки совсем не обязательно отправляться в космос. Достаточно сходить на аттракцион «Американские горки». Кроме того, состояние невесомости вы испытываете всегда, когда находитесь в прыжке.
III. Закрепление изученного
- Что такое перегрузка? Когда она наступает?
- Что называют коэффициентом перегрузки?
- Какие силы действуют на космонавта в стартующей ракете? Как они направлены?
- Что такое невесомость? Когда она возникает?
- Как невесомость влияет на организм человека?
IV. Решение задач
1. Чему равен вес летчика-космонавта массой m = 70 кг при старте ракеты с поверхности Земли с ускорением a = 15 м/с2? (Ответ: Р = m(g + a) = 1750 Н.)
2. Летательный аппарат, совершая вертикальную посадку на поверхность Земли, равномерно уменьшает свою скорость от v = 20 м/с до 0 за 1 с. Чему равен вес пилота массой m = 80 кг при посадке? Каков коэффициент перегрузки? (Ответ: Р = m(g + v/t) = 960 Н; n = 0,2.)
Домашнее задание
1. § 46;
2. Задачи 175, 176.