Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Решение задач на совместное движение нескольких тел. Ускорение - ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина
Цели урока:
Научить учащихся решать задачи на совместное движение нескольких тел. Проверить их навыки и умения решать задачи. Сформировать понятие ускорения.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
- Какое движение называют равномерным?
- Что называется скоростью равномерного движения? В каких единицах она выражается?
- В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?
- Как находится проекция перемещения, если известна проекция скорости?
- Как найти координату тела в любой момент времени, если известна начальная координата, проекция скорости и время?
- Как скорость, выраженную в метрах в секунду, выразить в километрах в час и наоборот?
- Выразите в м/с скорость 72 км/ч.
- Какая скорость больше: 5 м/с или 36 км/ч?
II. Решение задач
Задача 1
В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 54 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время? (Ответ: 450 м.)
Задача 2
Движения двух велосипедистов заданы уравнениями х1 = 5t и х2 = 150 – 10t.
а) Постройте графики зависимости х(t);
б) Найдите время и место встречи;
в) Постройте графики зависимости vx(t).
(Ответ: тела встретятся через t = 10 с, х = 50 м.)
Задание 3
Точка А совершает движение на плоскости XY. Координаты точки, в зависимости от времени изменяются по закону: х = -2t, y = 2 + 3t.
а) Запишите уравнение траектории y(x) точки А.
б) Чему равны начальные координаты движущейся точки и координаты через 2 с после начала движения?
в) Постройте график функции y(х).
(Ответ: в начальный момент t = 0; х = 0. Через 2 с х = -4 м; у = 8 м.)
III. Самостоятельная работа
I вариант
На оси координат показаны тела, их скорости (рис. 14).
а) Определить начальные координаты первого и второго тела.
б) Записать для каждого тела уравнение зависимости координаты от времени - х(t).
в) Найти место и время встречи аналитически и графически.
г) Построить график vx(t).
д) Найти координату каждого тела через 4 ч.
е) Найти путь, пройденный каждым телом за 6 ч.
II вариант
На оси координат показаны тела, их скорости (рис. 15).
а) Определите начальные координаты 1 и 2 тела.
б) Записать для каждого тела уравнение зависимости координаты от времени.
в) Найти место и время встречи аналитически и графически.
г) Построить график vx(t).
д) Найти координату каждого тела через 4 с.
е) Найти путь, пройденный каждым телом за 6 секунд.
IV. Новый материал
Прямолинейное равномерное движение, т. е. движение с постоянной (по модулю и направлению) скоростью, не очень часто встречается на практике.
Гораздо чаще приходится иметь дело с таким движением, при котором скорость со временем изменяется. Такое движение называется неравномерным.
Эксперимент
Рассмотрим движение шарика по наклонному желобу, а затем по горизонтальному участку (рис. 16).
Координаты шарика через 2 с представлены в таблице:
t. с |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
x, см |
0 |
8 |
32 |
72 |
128 |
Видно, что перемещения шарика за 2 с различны на разных этапах движения. При таком движении скорость тела (мгновенная скорость) непрерывно изменяется от точки к точке.
Для простоты будем считать, что за каждую единицу времени и вообще за любые равные промежутки времени скорость изменяется одинаково.
Движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называется равноускоренным движением.
Пусть скорость тела в начальный момент времени была равна , а через промежуток времени t она оказалась равной . Тогда отношение - быстрота изменения скорости. Ее называют ускорением:
Единица измерения ускорения в СИ - м/с2: [a] = м/с2.
При прямолинейном движении векторы и направлены вдоль одной прямой. Удобнее использовать запись: В проекциях на ось ОХ это уравнение имеет вид:
Алгоритм решения простейших задач по кинематике:
1. Выясните и запишите характер движения.
2. Выясните и запишите, есть ли начальная скорость.
3. Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.
4. Используя основные формулы кинематики, запишите ее в векторной форме, спроецируйте на необходимую ось.
5. Запишите проекции с учетом знаков (в модулях).
6. Найдите искомую величину.
7. Вычислите ее.
8. Проанализируйте ответ.
Пример 1
Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, начал тормозить с ускорением 1 м/с2. Сколько времени пройдет до остановки автомобиля?
Дано:
Решение:
Запишем уравнение для скорости при равноускоренном движении в проекциях на ось ОХ:
Т. к. векторы скорости и ускорения направлены в противоположные стороны, то их проекции имеют разные знаки. Получаем уравнение: v = v0 - at.
Отсюда:
Ответ: t = 10 с.
Пример 2
Тело движется прямолинейно с уменьшающейся скоростью. Ускорение равно 4 м/с2. В некоторый момент времени модуль скорости тела v0 = 20 м/с. Найдите скорость тела через t1 = 4 c и t2, = 8 c после этого момента. Определите также момент времени, когда тело останавливается.
Дано:
Решение:
Т. к. векторы скорости и ускорения направлены в противоположные стороны, то в проекциях на ось ОХ получаем уравнения: v1x = v0 – at1, v2x = v0 - at2.
Знак минус у проекции скорости означает, что к исходу 8-ой секунды тело двигалось в направлении, противоположном направлению начальной скорости. Модуль скорости v2 = ? v2X? = 12 м/с.
Можно вычислить момент, когда тело остановилось, т. е. когда v3 = 0:
Ответ: v1 = 4 м/с; v2 = -12 м/с, t = 5 с (время остановки тела).
V. Решение задач
Для самостоятельного решения в классе учащимся можно дать следующие задачи:
Задача 1
Троллейбус, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением 1,5 м/с2. Через какое время он приобретет скорость 54 км/ч? (Ответ: через 10 с.)
Задача 2
Автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, останавливается при торможении в течение 4 с. С каким постоянным ускорением движется автомобиль при торможении? (Ответ: 2,5 м/с2.)
Задача 3
Автомобиль, двигаясь с постоянным ускорением, на некотором участке увеличил свою скорость с 15 м/с до 25 м/с. За какое время произошло это увеличение, если ускорение автомобиля равно 1,6 м/с2? (Ответ: 6,25 с.)
Задача 4
Какая скорость могла быть достигнута, если бы тело в течение 0,5 ч двигалось с ускорением 10 м/с2 из состояния покоя? (Ответ: 18000 м/с.)
Домашнее задание
1. Выучить § 5;
2. Упр. 5 (учебник, стр. 24);
3. Задача 7 (учебник, стр. 241).