Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Обобщающий урок-игра - СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина
Цели урока:
Повторение материала по курсу физики 9 класса; расширение кругозора учащихся.
Эпиграф к уроку:
«Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт)
Ход урока
Этот урок проводится с целью повторения материала, и оживления учебного процесса. В подобных играх ребят привлекает азарт соревнования и интересные вопросы.
Вопросы подбираются так, чтобы они охватывали материал по всем изученным темам. Урок идет в быстром темпе. Во время урока можно пользоваться любой справочной литературой, включая учебник.
I. Блицтурнир
1. Что общего между ракетой и кальмаром? (Движутся, используя реактивный принцип.)
2. Фамилия, имя и годы жизни ученого, подарившего миру 3 закона механики? (Исаак Ньютон. 1643-1727)
3. Почему мы не замечаем движения Земли вокруг Солнца, хотя скорость этого движения 30 км/с? (Центростремительное ускорение, связанное с обращением Земли вокруг Солнца, чрезвычайно мало по сравнению с ускорением силы тяжести на Земле.)
4. Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять цепью, сила тока в которой велика. (Реле.)
5. Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрическими токами, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. (Ампер Андре Мари (1775-1836) - французский физик и математик, один из основоположников электродинамики, член Парижской академии наук.)
6. Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле. (Полюс.)
7. Энергия ионизирующего излучения, поглощенная облучаемым веществом, рассчитанная на единицу его массы. (Доза.)
8. Ядро атома состоит из протонов и... (Нейтронов.)
9. Химический радиоактивный элемент, являющийся сырьем для получения атомной энергии. (Уран.)
10. Механическое взаимодействие между твердыми телами, возникающее в месте их соприкосновения и препятствующее их взаимному перемещению. (Трение.)
11. Тело, обладающее намагниченностью, т.е. создающее магнитное поле. (Магнит.)
12. Белку с лапками, полными орехов, посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули вдоль него. Приблизившись к краю стола, белка почувствовала опасность. Она знала закон движения Ньютона и, пользуясь одним из них, предотвратила свое падение на пол. Каким образом? (Выбросила вперед орехи.)
13. Линия, по которой движется тело. (Траектория.)
14. Электрически нейтральная элементарная частица с массой покоя, равной 1,674920 · 20-27 кг. (Нейтрон.)
15. Семья французских физиков, создавшая учение о радиоактивности. (Кюри.)
16. Что такое период колебаний? (Минимальные промежуток времени, через который движение повторяется.)
17. Что называется математически маятником? (Материальная точка, колеблющаяся на не меняющемся со временем расстоянии от точки подвеса.)
18. Что такое волна? (Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения.)
19. В результате чего образуется эхо? (В результате отражения звука от различных преград.)
II. Кроссворд «Наоборот» по теме «Кинематика»
В сетке кроссворда стоят цифры, а по горизонтали вписаны слова, относящиеся к повторяемой теме.
Вопросы не нумеруются и располагаются столбиком в беспорядке.
Нужно «взять» стоящий первый вопрос и соотнести с ним одно из слов- ответов, а затем около этого вопроса поставить цифру, которая «обозначит» нужное слово в сетке кроссворда. Затем так же поступить со вторым вопросом и т. д.
Задание: соотнесите приведенные ниже определения и слова в клетках кроссворда, поставьте около них числа.
♦ Изменение скорости в единицу времени - (3)
♦ Произведение массы тела на его скорость - (6)
♦ 24 часа-(1)
♦ Секунда - единица измерения... - (7)
♦ Первый в мире летчик-космонавт - (2)
♦ Единица измерения пути - (5)
♦ Сумма длин всех участков траектории, пройденный телом за рассматриваемый промежуток времени - (4)
III. Кроссворд по теме «Магнетизм»
1. Ученый, впервые обнаруживший взаимодействие электрического тока и магнитной стрелки.
2. Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле.
3. Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять цепью, сила тока в которой велика.
4. Изобретатель первого в мире телеграфного аппарата, печатающего буквы.
5. 6. Приборы, совместное пользование которыми позволяет передавать звук на большие расстояния.
7. Изобретатель электромагнитного телеграфа и азбуки из точек и тире.
8. Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрическими токами, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ.
9. Прибор, служащий для ориентации на местности.
10. Русский ученый - электротехник, изобретатель электромагнитного телеграфа.
11. Одна из основных частей приборов (ответы заданий 5, 6 названных выше).
12. Приемник тока, служащий для превращения электрической энергии в механическую.
13. Металл, из которого делают постоянные магниты.
Если все слова вами отгаданы правильно, то в выделенных клетках получится слово, обозначающее катушку проводов с железным сердечником внутри.
Ответы: 1. Эрстед Х.-К. (1771-1851). 2. Полюс. 3. Реле. 4. Якоби Б. С. (1801-1874). 5. Телефон. 6. Микрофон. 7. Морзе С. (1791-1872). 8. Ампер А.М. (1775-1836). 9. Компас. 10. Шиллинг П.Л. (1786-1837). 11. Мембрана. 12. Электродвигатель. 13. Сталь.
Заключительное слово учителя:
Как гласит русская пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!