Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Электрическое сопротивление. Резисторы - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Цели урока:
Познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной. Дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории. Показать зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
- Что такое электрическое напряжение? Какой буквой оно обозначается?
- По какой формуле находится напряжение?
- Как называется единица напряжения?
- Как называется прибор для измерения напряжения? Как он обозначается на схемах?
- Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь?
II. Новый материал
Эксперимент 1
Собираем электрическую цепь по схеме (рис. 117).
Резистор представляет собой кусок проволоки.
Запомним показания амперметра.
Далее заменим резистор на кусок проволоки из другого материала такой же длины и той же площадью поперечного сечения. Видим, что показания амперметра различны, т. е. сила тока изменилась. При этом напряжение в обоих опытах остается неизменным. Следовательно сила тока зависит от свойств проводников. Разные проводники обладают различным сопротивлением. Электрическое сопротивление (R) - физическая величина, которая измеряется в омах (Ом).
От чего же зависит сопротивление? Из эксперимента 1 видно, что оно зависит от материала, из которого изготовлен проводник.
Эксперимент 2
Собираем схему, как в предыдущем опыте, но вместо резистора по очереди включаем в цепь железные проволоки разной длины, но с одинаковой площадью сечения. Замечаем показания амперметра в каждом случае.
Вывод: сила тока (а значит, и сопротивление) зависит от длины проводника.
Эксперимент 3
Та же схема, что и в предыдущих опытах. В качестве резистора по очереди включаются в цепь два куска железной проволоки равной длины, но с разной площадью поперечного сечения. Снимаются показания амперметра.
Вывод: сила тока (а значит, и сопротивление) зависит от площади поперечного сечения проводника.
Отсюда сопротивление проводника:
где ρ - удельное сопротивление вещества (Ом·мм2/м);
l - длина проводника [м];
S - площадь поперечного сечения [мм2].
Так как сопротивление зависит от длины проводника, то существует устройство, с помощью которого в электрической цепи можно изменять сопротивление. Это реостат.
Конструкция реостатов позволяет изменять длину проводника, по которому течет ток, изменяя при этом сопротивление в цепи. Путем изменения сопротивления цепи можно влиять на силу тока в ней. От нее, в свою очередь, зависит действие, оказываемое током на различные устройства в цепи.
III. Закрепление изученного
- Как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения?
- Как показать на опыте зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен?
- Что называется удельным сопротивлением проводника?
- По какой формуле можно рассчитывать сопротивление проводников?
- В каких единицах выражается удельное сопротивление проводника?
- Из каких веществ изготавливают проводники, применяемые на практике?
- Для чего предназначен реостат?
- Почему в реостатах используют проволоку с большим удельным сопротивлением?
- Для каких величин указывают на реостате их допустимые значения?
- Как на схемах электрических цепей обозначают реостат?
IV. Решение задач
Задача Л-1313
Определите сопротивление медного контактного провода, подвешенного для питания трамвайного двигателя, если длина провода равна 5 км, а площадь поперечного сечения 0,65 см2.
Задача Л-1321
Обмотка реостата, изготовленная из никелиновой проволоки, имеет сопротивление 36 Ом. Какой длины эта проволока, если площадь ее поперечного сечения равна 0,2 мм2?
Задача Л-1325
Сопротивление проволоки, у которой площадь поперечного сечения 0,1 мм2, равно 180 Ом. Какой площади поперечного сечения надо взять проволоку той же длины и того же материала, чтобы сопротивление получилось 36 Ом?
Задача Л-1335
Какой длины надо взять железную проволоку площадью поперечного сечения 2 мм2, чтобы ее сопротивление было такое же, как сопротивление алюминиевой проволоки длиной 1 км и сечением 4 мм2?
Задача Л-1333
Какова масса медного провода длиной 2 км и сопротивлением 8,5 Ом?
Домашнее задание
1. § 12, 13;
2. Задачи 41, 42; Л-1334, Л-1336.