Физика - Поурочные разработки по программе А. В. Перышкина и Громова С. В. 9 класс
Решение задач - Урок 4 - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Цель урока:
Закрепить навыки решения задач на последовательное и параллельное соединение проводников.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
- Какое соединение проводников называют последовательным?
- Какие три закономерности справедливы для последовательно соединения?
- Как находится общее сопротивление последовательно соединенных проводников в случае, когда они одинаковы? Как в этом случае между проводниками распределяется общее напряжение?
- Какое соединение называется параллельным?
- Какие три закономерности справедливы для параллельного соединения проводников?
- Как находится общее сопротивление параллельно соединенных проводников, когда они одинаковы?
- Почему у вольтметров делают большое внутреннее сопротивление, а у амперметров - малое?
II. Самостоятельная работа
На работу отводится не более 15 минут.
Вариант I
1. Запишите закон для сил токов, напряжений и сопротивлений при параллельном соединении проводников.
2. Как включены лампа и резистор, последовательно или параллельно (см. рис. 129)?
3. Определите сопротивление проводника по графику (рис. 130) зависимости силы тока в нем от напряжения на его концах. (Ответ: 3 Ом.)
4. Вычислите:
а) Сопротивление лампы 2 Ом. Какова сила тока в ней, если напряжение равно 4 В? (Ответ: I = 2 А.)
б) Два резистора с сопротивлениями R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом соединены последовательно. Сила тока во втором резисторе I2 = 2 А. Каково общее напряжение U на обоих резисторах? (Ответ: U = 18 В.)
5. Подумайте, как измерить напряжение городской сети, превышающее 200 В, если имеются два вольтметра со шкалами только до 150 В? (Ответ: Надо вольтметры соединить между собой последовательно и включить в цепь параллельно участку, на котором измеряется напряжение. Сложив показания вольтметров, узнаем напряжение на участке.)
Вариант II
1. Запишите закон для сил токов, напряжений и сопротивлений при последовательном соединении проводников.
2. Каким способом (последовательно или параллельно) включены лампа и резистор (см. рис. 131)?
3. Определите сопротивление проводника по графику (рис. 132) зависимости силы тока в нем от напряжения на его концах. (Ответ: 1 Ом.)
4. Вычислите:
а) Напряжение на проводнике сопротивлением 5 Ом равно 15 В. Какова сила тока на резисторе? (Ответ: I = 3 А.)
б) Два резистора с сопротивлениями R1 = 2 Ом, R2 = 4 Ом соединены параллельно. Напряжение на первом резисторе U1 = 12 В. Какова общая сила тока I? (Ответ: I = 3 А.)
5. Объясните, как осветить елку 6-вольтными лампочками, если напряжение в сети 220 В? (Ответ: Лампочки надо включить в сеть последовательно, причем понадобится 37 лампочек, т. к. 220 В/6 В = 36,7.)
Вариант III
1. Запишите законы для напряжений при параллельном соединении проводников и для сил токов при последовательном соединении.
2. Как включены лампа и резистор, последовательно или параллельно (см. рис. 133)?
3. Определите сопротивление проводника по графику (рис. 134) зависимости силы тока в нем от напряжения на его концах. (Ответ: 4 Ом.)
4. Вычислите:
а) Чему равно сопротивление лампы, если сила тока на ней равна 0,5 А при напряжении 120 В? (Ответ: R = 240 Ом.)
б) Чему равно общее сопротивление цепи (см. рис. 135), если сила тока в резисторе R1 равна 2 А, в резисторе R2 - 3 А, а напряжение на резисторе R3 равно 5 В. Сопротивление R1 = 5 Ом. (Ответ: R = 3 Ом.)
5. Подумайте, как будет меняться напряжение на лампе, если уменьшить сопротивление последовательно включенного с ней реостата? (Ответ: Если уменьшить сопротивление реостата, включенного последовательно с лампой, то общее сопротивление цепи уменьшится, следовательно сила тока в цепи увеличится. По закону Ома для участка цепи U = IR, значит, напряжение на лампе увеличится.)
Вариант IV
1. Запишите законы для напряжений при последовательном соединении проводников и для сил токов при параллельном соединении.
2. Как включены лампа и резистор: последовательно или параллельно (рис. 136)?
3. Определите сопротивление проводника по графику (рис. 137) зависимости силы тока в нем от напряжения на его концах. (Ответ: 1,5 Ом.)
4. Вычислите:
а) Сила тока в лампе сопротивлением 10 Ом равна 5 А. Под каким напряжением находится лампа? (Ответ: U = 50 В.)
б) Чему равно общее сопротивление цепи (см. рис. 138), если сила тока в резисторе R1 равна 5 А, в резисторе R2 - 2 А, а напряжение на резисторе R1 равно 5 В. Сопротивление R2 = 3 Ом. (Ответ: R = 2,2 Ом.)
5. Объясните, как будут меняться показания амперметра, если увеличить сопротивление параллельно включенного с ним реостата? (Ответ: Если увеличить сопротивление реостата, сила тока через него уменьшится, значит сила тока в параллельной цепи увеличится. Следовательно, сила тока, проходящего через амперметр и его показания увеличатся.)
III. Решение задач
Сдав работы на проверку, учащиеся начинают решать задачи. Учитель в это время проверяет работы и тут же на уроке по необходимости беседует индивидуально с учениками, указывая на их ошибки и недочеты.
Задача 1
Определить сопротивление цепи и напряжение на всем участке, если R1 = 15 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 14 Ом (рис. 139). Амперметр показывает 3 А. (Ответ: RОБЩ = 20 Ом, UОБЩ = 60 В.)
Задача 2
Определить общее сопротивление цепи, если R1 = 7,9 Ом, R2 = 1 Ом, R3 = 2 Ом, R4 = 3 Ом, R5 = 4 Ом (рис. 140).
Задача 3
Чему равно напряжение источника тока, питающего цепь, если R1 = 6 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 6 Ом (рис. 141)? Амперметр показывает 0,2 А.
Задача 4
Определить силу тока, проходящего по каждому из сопротивлений (рис. 142), если вольтметр показывает 3 В, а сопротивления соответственно равны R1 = 1 Ом, R2 = 1,5 Ом, R3 = 2 Ом,R4 = 3 Ом, R5 = 0,2 Ом.
Задача 5
Определить общее сопротивление цепи, если R1 = 6 Ом, R2 = 12 Ом, R3 = 5 Ом, R4 = 4 Ом, R5 = 2 Ом, R6 = 4 Ом (рис. 143).
Задача 6
Определить токи, протекающие через каждое из сопротивлений, и напряжение на каждом сопротивлении, если R1 = 4 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 12 Ом, R4 = 2 Ом (рис. 144). Амперметр показывает 1 А.
Домашнее задание
Повторить § 16, 17;
Подготовиться к контрольной работе.