Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Цель урока. Закрепить знания учащихся о магнитном поле; сформировать умения пользоваться на практике мнемоническим правилом левой руки.

Демонстрации. Действие магнитного поля на проводник с током (по рис. 101 учебника).

Содержание опроса. 1. Сформулируйте правило буравчика. 2. Что можно определить, используя правило буравчика? 3. Сформулируйте правило правой руки. 4. Что можно определить, используя правило правой руки?

Содержание нового материала. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки.

Закрепление материала. Вопросы после § 36. Решение задач 1888, 1889, 1890, 1891 из Сборника.

Домашнее задание. § 36. Упражнение 33.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при выдвижении гипотез о действии магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу; развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы качественных задач.

Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению магнитного поля, творческие способности и практические умения по использованию правила левой руки, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

Общие предметные: изучить мнемоническое правило левой руки; применять полученные знания при решении качественных задач; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: применять правило левой руки; определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; определять знак заряда и направление движения заряженной частицы в магнитном поле.

Методические замечания

Изложение нового материала можно начать с повторения основного свойства магнитного поля — его материальность и что обнаружить магнитное поле можно по его действию на проводник с током. Затем с помощью установки, изображенной на рисунке 101 учебника, продемонстрировать действие магнитного поля постоянного магнита на проводник с током. Записать вывод из данного опыта: при замыкании ключа в цепи возникает электрический ток, и сторона ВС проводника втягивается в пространство между полюсами дугообразного магнита. Задать вопрос: “Как проще обнаружить магнитное поле?” Обсудить действие магнитного поля на стрелку компаса. Прийти к выводу, что магнитное поле создается электрическим током и обнаруживается по его действию на электрический ток. Продемонстрировать изменение направления тока в цепи (по рис. 102 учебника) и выяснить, как связаны между собой направление тока в проводнике и направление силы, действующей в магнитном поле на проводник с током. Записать вывод: направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник, связаны между собой.

Сформулировать правило левой руки для определения направления силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. Пользуясь правилом левой руки, необходимо помнить, что за направление тока в электрической цепи принимается направление движения положительно заряженной частицы. Поэтому направление четырех пальцев левой руки совпадает с направлением движения положительно заряженной частицы.

Объяснить учащимся, что с помощью правила левой руки можно определить направление силы, с которой магнитное поле действует на отдельно взятые движущиеся в нем частицы, как положительно, так и отрицательно заряженные. Сформулировать это правило для наиболее простого случая, когда заряженная частица движется в плоскости, перпендикулярной магнитным линиям. Следует обратить внимание учащихся, что по правилу левой руки можно определить направление тока (если знаем, как направлены линии магнитного поля и действующая на проводник сила), направление магнитных линий (если известны направления тока и силы), знак заряда движущейся частицы (по направлению магнитных линий, силы и скорости движения частицы). Рассмотреть случаи, когда сила, действующая на проводник с током или движущуюся заряженную частицу, равна нулю (если направление тока в проводнике или скорость движения частицы параллельны линиям магнитного поля или совпадают с ними).






Для любых предложений по сайту: [email protected]