Типы оптических спектров. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год

Типы оптических спектров. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания - ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Цель урока. Изучить типы оптических спектров испускания (сплошного и линейчатых) опытным путем.

Демонстрации. Сплошной или непрерывный спектр испускания (излучения), линейчатые спектры испускания.

Содержание опроса. 1. Сформулируйте закон преломления света. 2. В чем заключается физический смысл показателя преломления? 3. Дайте определение дисперсии света. 4. Назовите по порядку цвета спектра. 5. Предложите свое мнемоническое правило, которое поможет запомнить порядок цветов в спектре. 6. Каково назначение спектральных оптических приборов?

Содержание нового материала. Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Атомы — источники излучения и поглощения света. Экспериментальное изучение типов оптических спектров испускания: сплошного и линейчатых.

Домашнее задание. § 50. Заполнить таблицу “Типы оптических спектров испускания”.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о типах оптических спектров испускания, познавательными УУД при выполнении эксперимента, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценке результатов своей деятельности при исследовании различных типов оптических спектров испускания.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений по изучению типов оптических спектров испускания, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь использовать экспериментальный метод исследования, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу; работать в группе (парами).

Общие предметные: пользоваться методами научного познания, планировать и проводить эксперименты по исследованию различных типов оптических спектров испускания; объяснять полученные результаты, делать выводы.

Частные предметные: наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания; анализировать результаты эксперимента и делать выводы; зарисовывать различные типы спектров испускания.

Методические замечания

Изложение нового материала можно начать с описания различных типов спектров испускания и способов их получения. Рассмотреть картины оптических спектров испускания и поглощения (по рис. 150, 154 учебника). Записать общий для всех химических элементов закон (закон Кирхгофа). Благодаря линейчатым спектрам стало возможным появление метода спектрального анализа, разработанного в 1859 г. Г. Кирхгофом и Р. Бунзеном. Записать определение спектрального анализа. Рассказать о его преимуществах перед химическим анализом и применении в астрофизике, металлургии, машиностроении, атомной индустрии, геологии, археологии, криминалистике и других сферах деятельности.

Начертить в тетрадях таблицу “Типы оптических спектров испускания”.

Тип спектра

Способ получения

Картина спектра

Примеры

Сплошной, или непрерывный




Линейчатый




Полосатый




Таблицу учащиеся заполняют дома, используя материал § 50.

В начале выполнения лабораторной работы познакомить учащихся с правилами по технике безопасности, расписаться в журнале по ТБ. Учащиеся обсуждают ход выполнения работы, приборы, используемые для ее выполнения, отвечают на вопросы, а после выполнения работы оценивают результаты наблюдений, зарисовывают в тетрадях для лабораторных работ различные типы оптических спектров испускания, записывают вывод.






Для любых предложений по сайту: [email protected]