Метапредметные результаты - ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК АВТОРА А. В. ПОЛЯКОВОЙ

Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год

Метапредметные результаты - ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК АВТОРА А. В. ПОЛЯКОВОЙ

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

На достижение этой цели работает весь методический аппарат учебников.

Учебный материал в каждой теме или подтеме структурирован следующим образом:

1) сначала даётся система заданий, вопросов поискового характера, которые ведут к раскрытию определённой единицы усвоения (действия, понятия, правила). Ученики в процессе наблюдения должны самостоятельно заметить или найти в материале те или иные особенности, попробовать сформулировать правило;

2) вводится определение или правило, осуществляется корректировка самостоятельной работы учащихся;

3) предлагаются упражнения для применения знаний, полученных на предыдущих этапах.

Такой подход позволяет ученику осознать цель предстоящей учебной деятельности, планировать ход её достижения и, если надо, корректировать её сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

С этой целью в учебники и тетради для 1 и 2 классов включены задания повышенной трудности и творческого характера. Они нацеливают учащихся на освоение нестандартного подхода к решению языковых задач, развивают творческие способности у школьников, способствуют развитию речевой деятельности. Их основная задача — побуждать ученика использовать знания в новых условиях: непривычная формулировка задания; оперирование новым языковым материалом, перенос знаний. На случай затруднения у детей при выполнении таких заданий в конце каждого учебника имеются два вида дозированной помощи к одному и тому же заданию (упражнению), даются несколько вариантов инструкций с переходом от более трудной формулировки к более лёгкой. Рубрика “Советы по выполнению трудных заданий” помогает ребёнку организовать свою деятельность, предлагая план действий, а рубрика “Подробные разъяснения” предлагает пооперационный (более развёрнутый) ход выполнения задания. Например: 1 кл. — упр. 23, 36, 42 и др.; 2 кл., ч. 1 — упр. 102, 143; ч. 2 — упр. 10, 19, 56 и др.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

С этой целью в учебниках и рабочих тетрадях введена система заданий, главным критерием построения которой является ориентация на характер мыслительной деятельности учеников, что предполагает усложнение заданий по мере развития самостоятельности мышления учеников. Формулирование заданий — это своего рода мыслительная задача, для решения которой ученику необходимо ставить цель, планировать деятельность, сравнивать на разных уровнях, обобщать, находить разные способы решения и оценивать результат. Задания в учебниках рассчитаны на значительную долю самостоятельности, для того чтобы каждый ученик смог обдумать и осмыслить способ выполнения задания.

В учебниках и тетрадях используются два типа заданий. Первый тип — это самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные), при выполнении которых учащиеся оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Второй тип — это работа поискового характера, при выполнении которой учащиеся применяют имеющиеся знания и известные способы действий в новых условиях, вырабатывая новые способы действий. Задания второго типа позволяют формировать умение рассматривать ряд объектов по одному общему признаку или с различных точек зрения, делать выводы. Например, в учебниках: 1 кл. — тема “Слово и предложение”, упр. 3 (1-й тип), упр. 4, 5 (2-й тип); тема “Части речи”, упр. 110, 111, 112 (1-й тип), упр. 113, 114, 115 (2-й тип) и др.; 2 кл., ч. 1 — тема “Разделительные ь и ъ”, упр. 147, зад. 1, 2 (1-й тип), зад. 3 (2-й тип) и др.

Способность к рефлексии формируется в процессе становления общей самооценки школьника и оценки своих учебных действий. В учебниках 1—2 классов эту способность предполагается формировать путём введения таких заданий, как: “Спиши, диктуя себе по слогам”, “Запиши по образцу”, “Обрати внимание на слово ...”, “Что ты можешь сказать о пропущенных буквах?”, “Расскажи о красной строке дома”, “Как ты понимаешь эти пословицы?”, “Какую особенность в этих словах ты заметил?”, “...? Объясни почему”, “Как ты думаешь, пословицы — это устойчивые, постоянные сочетания слов?”, “Можно ли считать эти глаголы однокоренными? Почему? Вспомни, как нужно находить корень слова”, “Прочитайте стихотворение Г. Новицкой. Согласны ли вы с таким выводом?”, и многих других.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Очевидно, что в силу особенностей детей младшего школьного возраста им необходимо представление информации в виде знаково-символических средств (схем, моделей, рисунков и т. д.). В связи с этим в учебниках и тетрадях 1—2 классов практически по всем темам вводятся различные схемы, модели, алгоритмы, а также предусматривается возможность составления самими детьми схем слов, предложений, создания алгоритма действия, формулирования и фиксации школьниками выводов в ходе решения учебных задач. Например: 1 кл. — с. 6, 8, 21 и др.; 2 кл., ч. 1 — с. 43, 67, 106, 121 и др.

5. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

В силу специфики предмета “Русский язык” невозможно не говорить о том, насколько активно происходит вовлечение школьников в использование речевых средств. “Язык”, “речь” — основные понятия, изучаемые в курсе “Русский язык” для начальной школы, а развитие и обогащение речи младших школьников — одна из главнейших задач общего развития учащихся, поэтому центральным звеном изучения родного языка становится раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. Этому подчинены все тексты и задания упражнений учебников и тетрадей для 1 и 2 классов.

Материалы упражнений побуждают учащихся вести диалог, обмениваться мнениями, предоставляя простор для высказываний, творческой активности учащихся, выражения своей индивидуальности, своего опыта.

Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

6. Использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации.

Становлению первоначального навыка поиска информации и её анализа способствует побуждение учащихся обратиться к словарику в конце каждого учебника, к словарям других типов (толковым, фразеологическим и др.), к взрослому (родителю, учителю). Это можно наблюдать при изучении правил правописания слов с непроверяемыми орфограммами, при работе с фразеологизмами (устойчивыми сочетаниями слов), а также на протяжении всего курса обучения русскому языку, когда, работая с текстами, учащиеся обнаруживают незнакомые им слова, устаревшие слова и вынуждены обратиться за разъяснениями к толковому или этимологическому словарю.

7. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

Целенаправленное обучение связной устной и письменной речи осуществляется с помощью различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

В учебниках русского языка и тетрадях 1 и 2 классов дети работают с текстами различных стилей (книжный, разговорный), типов (повествование, описание, рассуждение), жанров (рассказ, стихотворение, басня, сказка и др.), знакомятся с их особенностями и учатся их различать. Например: 1 кл. — упр. 10, 140 и др.; 2 кл., ч. 1 — упр. 62, 64, 177, 178, 191 и др.

Кроме того, школьники изучают особенности построения высказываний разного рода, их отличительные признаки; учатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с ситуацией, задачами коммуникации, осуществляя это как в устной, так и в письменной форме. Этому подчинены практически все упражнения и задания учебников 1—2 классов. В список специальных условных обозначений вынесен значок “Секреты речи”, который обращает внимание детей на особое речевое задание, связанное непосредственно с решением речеведческих задач.

8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Формирование данного результата является одним из необходимых условий реализации системы Л. В. Занкова. Учебный материал курса направлен на осознание учащимися грамматических явлений языка, которые раскрываются в единстве их формальных и содержательных признаков. Включение теоретических знаний не исчерпывается определением понятий, а предполагает ещё и установление взаимосвязей, закономерностей.

Реализация принципа ведущей роли теоретических знаний в сочетании с использованием эмпирических знаний создаёт условия для использования в учебном процессе наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей.

Становление данных навыков происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе и формируется при выполнении заданий следующего вида: “Распредели слова в 2 (3, 4) группы по разным основаниям”; “Сравни звуки (слоги, слова, предложения, тексты...). Что ты заметил?”; “Подбери и запиши слова (предложения) по заданному основанию или признаку”; “Прочитай, сравни. Что ты заметил? Сделай вывод”; “Выпиши слова (словосочетания, предложения) по заданному основанию или признаку”; “Прочитай, объясни знакомые орфограммы”; “Объясни написание...”; “Объясни почему...”; “Сходно ли...; докажите...” и т. д.

9. Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Во все учебники и тетради 1—2 классов включены такие задания, которые предполагают обсуждение разных точек зрения, побуждают рассуждать и размышлять, сравнивать своё мнение с мнением одноклассника, героя, персонажа. Кроме того, в 1 классе дети знакомятся (а в дальнейшем углубляют эти знания) с понятиями “монолог” и “диалог”, осознают их различие, особенности применения, учатся строить диалоги. На текстах диалогов и других упражнениях дети учатся конструктивно разрешать конфликты, договариваться. Если педагог сочтёт необходимым организовать работу по решению учебных языковых задач в парах или группах, то появляется возможность обучать школьников умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль. Такая целенаправленная работа способствует как принятию чужого мнения, так и формированию и отстаиванию своего, учит культуре ведения диалога, умению аргументировать собственную точку зрения, терпимости к различным мнениям.

Среди заданий на становление описанных умений — “хитрые вопросы”, которые позволяют организовать дискуссию: “Как узнать, сколько в слове слогов?”, “Зависит ли смысл слова от ударения?”, “Какую работу выполняют предлоги?”, “Есть ли родственники у слов?”, “От чего зависит род имён прилагательных?”, “Как узнать время глагола?” и многие другие.

10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Тексты упражнений, представленные в учебниках и тетрадях для 1—2 классов, предоставляют учащимся возможность применить знания по русскому языку для получения первоначальных сведений из области разных предметов: литературы, истории, географии, биологии и некоторых других.

Базовыми предметными понятиями данного курса являются языковые единицы: звук, буква, слово, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, текст и др. Базовые межпредметные понятия: речь, диалог, слово, текст, модель, результат. Овладение этими понятиями происходит в процессе овладения учащимися знаниями, обще-учебными умениями, навыками и способами деятельности.






Для любых предложений по сайту: [email protected]