Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова - МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова - МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Цели: повторить и обобщить знания о морфемах русского языка; отработать приемы определения корня слова, выделения окончания в слове; изучать стилистические ресурсы морфемики: синонимичные и омонимичные морфемы.

Ход урока

I. Закрепление изученного в разделе II

Словарный диктант

Абитуриент, абонемент, абсолютный, авангард, авторитет, агрегат, адвокат, аккомпанемент, аккумулятор, аллегория, амфитеатр, аналогия, анонимный, аплодисменты, аромат, атмосфера, аудиенция, багаж, бинокль, бойкот, бокал, бутерброд, вакуум, вакцина, вентилятор, вестибюль, ветеран, винегрет, виртуоз, вокал.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя. Общие черты и различия морфемы и слова.

Морфема и слово имеют сходства. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема также обладает значением. Например, -ёр — это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом (“дирижёр” от “дирижировать”; “режиссёр” от “режиссировать”). Приставка при- может обозначать присоединение (прикрепить, пришить, приделать), приближение (прибежать, приехать), неполное действие (прикрыть, присесть, приоткрыть). Окончание обозначает средний род, единственное число, именительный падеж у существительных 2-го склонения (окно, стекло, полотно).

Различия: слово — самостоятельная единица языка, а морфема “живет” в слове. Из морфем строятся слова, а из слов — предложения.

2. Система морфем русского языка.

Ученики перечисляют известные им типы морфем, которые последовательно отражаются в схеме.

Примечание.

1. Почти у всех морфем есть греческие и русские варианты названий. Например, окончание — флексия, приставка — префикс. По желанию учитель может использовать любой из вариантов названий.

2. Учитель должен четко противопоставить корни остальным морфемам (аффиксам), поскольку у них разные функции. В корнях заключается основное значение родственных слов, а аффиксы конкретизируют его.

3. Традиционно в школе не используется термин “постфикс”, однако, на наш взгляд, следует отграничивать их от суффиксов, поскольку они располагаются после окончаний. В учебнике упоминается, по сути, только один постфикс -ся, однако в науке постфиксами считаются и -то, -либо, -нибудь в неопределенных местоимениях.

4. По желанию учитель может использовать термин “интерфикс” вместо термина “соединительная гласная”, поскольку название “интерфикс” указывает на промежуточное положение морфемы между корнями (“интер” — “между”).

Схема 4

Морфемы русского языка

3. Словообразующие и формообразующие аффиксы.

Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразовательными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными). Формообразующие аффиксы в основу не входят.

Примечание. При указании на формообразующие аффиксы необходимо уточнить, что по окончанию мы узнаем грамматическое значение слова. Формообразующий суффикс находим:

1) в инфинитиве глагола (неопределенной форме глагола) -ть, который указывает нам, во-первых, на инфинитив, во- вторых, на то что мы сможем определить только постоянные признаки глагола: вид, спряжение, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность;

2) у глагола в прошедшем времени — суффикс : бежал, читал, лежал, делал, сказал, уточнил;

3) у причастий и деепричастий как особых форм глагола — суффиксы -ущ/-ющ, -ащ/-ящ, -вш, -ш, -ем/им/-ом, -т, -ённ; -а/-я, -в(ши), -ши: читающий, лежавший, колотый; читая, лежа, закрывши, засохши;

4) при образовании степеней имен прилагательных: сравнительная степень — суффиксы -ее/-ей, -е, -ше, по- + -ше(-е), превосходная степень — суффиксы -айш/-ейш, наи- + -ш, наи- + -ейш: острее, интереснее, жарче, моложе, дольше, повыше, побольше; острейший, высочайший, наивысший, наикрасивейший;

5) в степенях сравнения наречий (суффиксы частично совпадают с суффиксами сравнительной степени имен прилагательных). Следует различать формообразующую и словообразующую роль постфикса. При образовании формы страдательного залога глагола говорим о формообразующем постфиксе, при образовании возвратного глагола — о словообразующем. Можно предложить учащимся рассмотреть и проанализировать два предложения: Старушка поднимается по лестнице и Груз поднимается рабочими. В первом случае имеем дело с возвратным глаголом (действие возвращается на его производителя: старушка сама поднимает себя), следовательно, постфикс -ся словообразующий. Во втором предложении наблюдаем страдательную конструкцию (груз не сам себя поднимает, а его поднимают рабочие), следовательно, постфикс -ся формообразующий.

— Какой из аффиксов всегда служит только для образования форм слов (является формообразующим)? (Окончание, или флексия.)

— В каких случаях мы можем говорить о формообразующем постфиксе? Приведите примеры предложений, в которых постфикс будет формообразующим.

4. Выполнение упражнений.

1. С упражнением 58 (с. 46) можно работать у доски или по цепочке.

Если выбран первый вид работы, то у доски работают двое учеников: один выписывает слова со словообразующими аффиксами, а другой — с формообразующими. Если же выбран второй вариант работы, то один из учащихся работает с одним словом, определяя его место в таблице (смотрите текст упражнения) и аргументируя свой выбор. Кроме того, желательно выделять основу в каждом слове. Это важно, поскольку формообразующие суффиксы в основу не входят. В последующем это поможет правильно проводить морфемно-словообразовательный анализ слова такого, например, типа: пришел ← прийти ← идти.

2. Упражнение 60 (с. 46) выполняется на доске и в тетрадях.

Примечание. Упражнение это важно, поскольку позволяет разграничить важные понятия: материально выраженное окончание, нулевое (невыраженное материально в данной форме слова) окончание, отсутствие окончания. К сожалению, учащиеся часто отождествляют “нулевое окончание” и “нет окончания”. Поэтому необходимо объяснить: отсутствие окончания характерно для неизменяемых слов (или слов неизменяемых частей речи), а нулевое окончание показывает лишь материальную невыраженность его в данной грамматической форме слова. Стоит изменить это слово, как окончание тут же появляется, например:

И. п. стол;

Р. п. стола;

Д. п. столу и т. д.

3. Выполнение упражнения 64 (с. 49) самостоятельно.

5. Морфемный разбор слова.

Работа со схемой и образцом морфемного разбора. Упражнение 66 (с. 49) учащиеся начинают выполнять в классе.

III. Итог урока

Домашнее задание

1. Закончить упражнение 66 (с. 49). Выполнить письменно упражнения 61 (с. 46) и 62 (с. 46—47).

2. Используя материалы упражнений, ответить на вопросы 5 и 6 (с. 47).

3. Повторите основные способы словообразования (§ 16).






Для любых предложений по сайту: [email protected]