Правописание сложных прилагательных и существительных - МОРФОЛОГИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Правописание сложных прилагательных и существительных - МОРФОЛОГИЯ

Цели: вспомнить и повторить основные случаи слитного и дефисного написания сложных слов; расширить словарный запас учащихся, активизировать сложные слова в их речи; закрепить навыки работы с лингвистическими словарями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Активизиция знаний. Словарный диктант

— Распределите слова в две колонки: существительные и прилагательные.

Великодушие, баснописец, тысячелетие, лимонно-желтый, юго-западный, псевдонародность, финансово-экономический, национал- патриот, полумрак, дальневосточный, узкоспециальный, пол-Азии, лейб-медик, истинно дружеский, абсолютно необходимый, филфак, вуз, животрепещущий, ледяной, свиной, оловянный, безветренный, пол-лимона, МГУ, российский, вокзал, деревенька, здоровьишко.

(Учитель проверяет работу, формулирует основные правила написания сложных слов.)

III. Повторение изученного и объяснение нового материала (§ 36, 41)

Внимание учащихся обращается на то, что вопросы слитного, раздельного и дефисного (полуслитного) написания — самые сложные в русской орфографии. Именно в этом разделе много колеблющихся, неупорядоченных, противоречивых написаний, действует большое количество правил, вследствие чего одно и то же слово может подпадать под разные правила и толковаться двояко. Например: железобетонный — железо и бетон; бетонированное железо. Подчеркивается, что необходимо обращаться к специальным словарям “Слитно или раздельно?” (сост. Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая. М.: Дрофа, 2006). Учащиеся знакомятся с этим словарем, с принципами его построения, записывают в тетрадях полное название и выходные данные.

IV. Закрепление

— Подберите синонимы к сложным словам: общедоступный, целомудрие, корыстолюбие, чревоугодие, мягкотелость.

Слова для справок: безволие, невинность, приемлемый, понятный, меркантильность, обжорство.

— Вспомните и запишите как можно больше слов с корнем -благ- (например, благодарность, благоговение, благодушие, благородность и т. д.).

— Образуйте от сложных слов прилагательные: мировоззрение, столетие, полугодие, лейб-гвардия, социал-демократия, вице-президент.

(Учитель подводит учащихся к выводу, что сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как существительные.

Внимание учащихся обращается на то, что сложные прилагательные следует отличать от сочетаний “наречие + прилагательное”, которые пишутся раздельно. Наречие обычно выражает степень признака и является членом предложения (например: неизменно сердечное гостеприимство, глубоко задумчивый взгляд).

Следует познакомить учащихся со сложными словами, в которых есть висячий дефис (например: машино- и приборостроение, свето- и водонепроницаемый).)

— Запишите под диктовку слова, объясните написание.

Славянофил, революционер-демократ, самозванец, штабс-капитан, полусон, пол-леса, лже-Дмитрий, выпукло-вогнутый, высокообразованный, русско-французско-английский, рыжешерстный, световодолечебница, черепно-мозговой.

V. Итог урока

Домашнее задание

1. Составить словарь литературоведческих терминов из сложных прилагательных и существительных.

2. § 36, 41.






Для любых предложений по сайту: [email protected]